RUS  MDA
WebMoney : Z292695501926
 
«     2017    »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
 
 
 
2017 (22)
2016 (3)
2016 (1)
2016 (16)
2016 (14)
2016 (1)
 
\'Красное
 
» » Екатерина Самигулина / Поэтический СѓСЂРѕР±РѕСЂРѕСЃ

: Екатерина Самигулина / Поэтический уроборос
: admin 25-07-2013, 15:19

Екатерина Самигулина / Поэтический уроборос


Р?Р· Приложения Рє Манифесту


Р?мплицитный читатель, предполагаемый терминологическим аппаратом «Транслита», недалеко отстоит РѕС‚ авторов высказывания: РїРѕ сути, подобные тексты нацелены сами РЅР° себя РёР·-Р·Р° узости аудитории. Очень сложно, глядя РЅР° транслитовские РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё, говорить Рѕ левизне, С‚.Рє. РѕРЅРё, РІ конечном счёте, оказываются постмодернистской РёРіСЂРѕР№, перебрасыванием мячика РѕС‚ Бодрийяра Рє Лакану etc. Текст ради текста, победа постструктурализма. «Ура, гарсон, шампанского!В». Архетип РёРіСЂС‹ вытеснил РІСЃРµ прочие Рё стал главенствующим. Р’ недавнем интервью Михаил Сухотин сказал следующее: «Я думаю, что пишущим сегодня Рѕ современном искусстве, если РѕРЅРё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ избавиться РѕС‚ бесконтрольного использования искусствоведческих терминов, лучше РѕС‚ РЅРёС… вообще отказаться. Ничем, РєСЂРѕРјРµ оздоровления, это для РЅРёС… РЅРµ чревато. Надо же РєРѕРіРґР°-то наконец Рё Рѕ сути поговорить…». Так РІРѕС‚, Р·Р° всеми этими дискурсами, фокализаторами, ресентиментами, наррататорами Рё РїСЂ. суть-то Рё исчезает, растворяется, Рё встаёт серьёзный РІРѕРїСЂРѕСЃ: Р° есть ли РѕРЅР° вообще, или РІСЃС‘ это - лишь РёРіСЂР° разума, строящего забавные (РЅРѕ РЅРµ более) синтаксические конструкции, насыщенные чужими высказываниями, терминологией Рё логическими парадоксами. Произошла подмена содержания формой, Рё если предшествующей литературной традицией провозглашалось РёС… диалектическое единство, то РёР· существующей сегодня практики становится СЏСЃРЅРѕ, что РІ этой диаде форма заняла главенствующее место. Если воспользоваться терминологией РЎРѕСЃСЃСЋСЂР°, РїРѕСЌР·РёСЏ (Рё критика) сегодня – это означающее без означаемого, «пустой знак».

Главным в статье Антоновского, столь взбудоражившей лит. общественность «агентурными намёками», оказались не эти самые намёки, а трезвый (что не менее важно – посторонний, выключенный из «лит. тусовки», хоть и несколько вульгарный) взгляд на современную поэзию, забывшую об изначальных своих целях. «Неоакмеисты», «неосимволисты», «новые левые» – все ударились в сугубо формальные изыскания, и за напластованием игры форм, кроме формы и любви к этой самой форме, нет живого сердца, нет чувства. В левой поэзии, рождавшейся на заре революции, эксперимент, игра не были самоцелью, а лишь формально подчёркивали происходящее обновление мира и поэзии как отражения этого обновлённого мира. Революционная поэзия будила сердца и души народа – поэзия же новых левых (транслитовцев в том числе), адресованная разве что узкому кругу креаклов, интеллигентствующих псевдоучёных и псевдофилологов, потакает только эстетству: посидеть, посмаковать текст, подивиться тому, как он элегантно составлен, разложить его на функции и дискурсивные уровни... Но ведь поэзия - это не эстетствующий формализм, под каким бы лозунгом он ни продвигался; и «сделанный» текст автоматически не становится стихотворением, как бы этого ни хотелось его создателям.

Ориентируясь на узкоспециального читателя, современный формализм, тем не менее, пытается захватить тематическую площадку, на самом деле очень от него далёкую, с весьма сомнительными целями, а именно с целями привлечения к себе внимания. Рефлексия на социальные вопросы превращается в стихах новых «левых» в рефлексию на свою собственную рефлексию etc., и именно здесь весьма ярко проявляется истинная суть подобной поэтики[1]. Социальные вопросы, острые и проблемные, требующие разрешения, попадая в руки «формалистов», становятся лишь поводом для интеллектуальных развлечений. Сегодня в тренде быть сверхэрудированным и при этом «социально ориентированным», причём «социальная ориентированность» лучше всего проявляется не у отдельных авторов, а у групп, где каждый автор выступает как представитель той или иной идеологии, свойственной площадке, с которой он говорит. «Транслит», к примеру, выступает в качестве общей платформы для таких поэтов, как Роман Осминкин, Кирилл Медведев, Павел Арсеньев и пр. Обозначив себя как «левые», они, на мой взгляд, эксплуатируют социальную тему в совершенно эстетском, отнюдь не левом ключе, ибо политика элитарности, достигаемая за счёт терминологической узости (в критике) и формальных игр (в поэзии), играет на руку отнюдь не левому движению.

Разница между «новыми символистами» и «новыми левыми» не так уж велика, как может показаться на первый взгляд: разница лишь в том, что одни позиционируют себя как особ аполитичных (в большинстве случаев), другие – как людей с активной гражданской позицией. Тексты же их практически неотличимы друг от друга по уровню нагромождения бессмыслицы и по бесполезности собственного существования. Переход от символизма к «левизне» можно проследить на примере творчества Галины Рымбу, которая в последнее время стала активно эксплуатировать заводскую[2] и путинскую тематику[3], не отказываясь при этом от «хорьков и шиповников»[4].

РќРѕ мало того, что современная РїРѕСЌР·РёСЏ проявляет такой повышенный интерес Рє форме, эта форма ещё Рё сама РїРѕ себе РЅРµ проста: формальный изыск «затрудняет» мысль настолько, что РѕРЅР° просто перестаёт восприниматься как мысль («хорёк Рё шиповник обнявшись РёРґСѓС‚ РЅР° восток», «вай-фаем набросились пасифаи», «на РёСЃС…РѕРґРµ спины» - цитаты последовательно РёР· Р“. Рымбу, Р?. Соколова, Рђ. Цибули). Такие тексты – это РЅРµ стихи, Р° признаки болезни – как личного сознания, так Рё общественного. Сегодняшняя РїРѕСЌР·РёСЏ – мерило психопатичности РјРёСЂР° РІ целом, РїРѕРґСЃРїРѕСЂСЊРµ для врача, карта заболевания.

Эту нарочитую затруднённость для восприятия современные поэты почему-то приравнивают Рє элитарности, Р° последняя Сѓ РЅРёС… оказывается тождественной «качеству», хотя это совершенно разные категории[5]. «Левенькие» поэты, впрочем, как Рё литинститутовцы (эти «новые символисты») объявляют «элитарным» Рё, следуя РёС… логике, «истинно поэтическим» РІСЃС‘, что находится РІ Р·РѕРЅРµ РёС… компетенции: РѕРЅРё сами себя критикуют (точнее, сами себе славословят), сами назначают правых Рё виноватых, «облизывают» РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, забыв Рѕ РІСЃСЏРєРёС… приличиях (так, РїРѕСЂРѕР№ признаются стОящими абсолютно отвратительные стихи Рё абсолютно невнятные поступки – РІСЂРѕРґРµ участия Кирилла Медведева РІ «Школе злословия»). РќРѕ РЅРµ РІ этом суть. Р?стинно левая РїРѕСЌР·РёСЏ РЅРµ должна быть элитарной РІ принципе (тем более, РєРѕРіРґР° разрыв между рабочим Рё интеллигентом РїРѕ-прежнему велик Рё ощущается как «непреодолимый»), С‚. Рє. это противоречит её задачам. Р?ли новые «левые» левы как-то РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ, особенной левизной? Коли СѓР¶ назвались левыми – то дОлжно больше обращать внимания РЅРµ РЅР° себя самих, Р° РЅР° потребности того класса, сознание которого брались поднимать, Рё РЅРµ играть РІ высокоинтеллектуальные РёРіСЂС‹, изображая РёР· себя Джойса.

Не следует забывать и о том, что литература в целом (как поэзия, так и проза) сегодня практически полностью вынесена за рамки острых социально-политических процессов, несмотря на все её рефлективные порывы. То, что мы наблюдаем в лит. среде в России сегодня - это кулуарные, камерные явления, закрытые для широкой читательской аудитории - в первую очередь как раз из-за своей специфичности в области языка. Причём эта специфичность даже и не пахнет эпатажем и «хулиганством» (эта традиция прекратила своё существование, пожалуй, на Шише Брянском), скорее – филологическим занудством (что отразилось и на манере чтения). Эпатаж - это то, что с помощью формы должно воздействовать эмоционально, а такого эффекта не наблюдается, так как эпатаж в этой новой формальной поэзии направлен не на читателя, а на абстрактные литературные пласты.

Вот и выходит, что поэты, сосредоточившись на «конструктах», забыли о слушателе. Не преодолев желания играть как конечного, поэт сегодня не сможет преодолеть стену, которая отделяет его от людей. Необходимо выводить поэзию из кризиса, бороться с тенденцией к «закрытости» и «элитарности». Засилье «поэзии ради поэзии» сегодня (и шире: «искусства для искусства») вскоре может привести к тому, что поэзия вообще дискредитирует себя как вид словесного искусства, а литература – как вид искусства вообще, потому что любое искусство предполагает коммуникацию, а «транслитизм» и «литинститутство» – это бесконечный уроборос, чавкающее самодовольство, бессодержательная форма, игра, пустота, нуль.

Примечание

[1] - см. пример1:
«в тот день я решил все-таки заехать на митинг,
хотя велосипед так и не удалось починить,
на марсовом поле собралась типичная политическая тусовка:
немногочисленные фрики, ратующие за отделение ленобласти от россии,
еще какие-то психоделические флаги -
было видно, что протест выдыхается…»

или пример2:
«бывает позовешь на митинг друга поэта
а сам знаешь что к митингам он скептически относится
говорит нужно изобретать новый язык политики
и с ним не поспоришь…»

[2] - «Только в нашем районе было столько заводов:
Шинный завод, Кордный завод, Кислородный…»


[3] - «Путин – таксист, рассекающий по Ордынке,
Путин артист, собирающий с миру по нитке…»


[4] - см., например, здесь - http://www.promegalit.ru/publics.php?id=6531

[5] - что касается критериев качества, – то и они весьма изменчивы в исторической перспективе и зависят во многом от культурной политики тех или иных институций. Быть может, лучше использовать выражение «в материале», то есть когда поэт пишет именно о том, что ему непосредственно известно из своего собственного опыта (прим. ред.)


 
, . .

:

  • Вадим Лунгул / Поэтическая РїРѕРґР±РѕСЂРєР°
  • Вадим Лунгул / Рљ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ РѕР± аудитории "РљРѕРјСѓ РіРѕРІРѕСЂСЏС‚?". Критика практики
  • Вадим Лунгул / Критика критики
  • Юлий Р?льющенко / Рћ поэтических «тусовках»
  • РџРћР­Р—Р?Р® – Р’ КЛАСС! / Манифест


  •  
     
     
     
     
    {videolist}
     
    " ...
    -8 8- ...

    15 2017 ...
    12 12 -...

    "" N1 2017 .
    1 "" 2017.

    2017
    100- : 26 ,...

    , 4, 2017
    2017 .

    . ..
    " ". , , . 22 2017 - ...

    (23.04.2017)
    , " " , "". , ...

    : " "
    (. ) , , , . XVII ...

    .
    ".. . "" ". , . 22 2017 ...

    XI 22.04.2017
    22 2017 - " ". 1, .

     
     
    opyright © 2010 Rezistenta Atola