RUS  MDA
WebMoney : Z292695501926
 
«     2020    »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
 
 
 
2019 (1)
2017 (2)
2017 (2)
2017 (22)
2016 (3)
2016 (1)
 
\'Красное
 
» » Рћ РџР РђР’РђРҐ

: Рћ РџР РђР’РђРҐ
: admin 4-09-2011, 12:28

Рћ РџР РђР’РђРҐ

Неолиберализация породила внутри себя значительную оппозиционную культуру. Оппозиция, однако, нередко принимает многие из основополагающих постулатов неолиберализма, фокусируясь на внутренних противоречиях и сопоставляя, например, вопросы индивидуальных прав и свобод с авторитаризмом и нередкой непоследовательностью политической, экономической и классовой власти. Ссылаясь на рассуждения неолибералов об улучшении благосостояния всех, оппозиционеры обвиняют их в несоответствии своим же заявлениям. Рассмотрим, например, первый существенный абзац такого основополагающего неолиберального документа» как соглашение ВТО. Его цель такова:

«Повышение уровня жизни, обеспечение полной занятости, серьезного и стабильного роста реальных доходов и эффективного спроса, расширение производства и торговли товарами и услугами одновременно с обеспечением оптимизации использования мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремление защитить и сохранить окружающую среду и усовершенствовать соответствующие механизмы так, чтобы соответствовать потребностям и нуждам на разных уровнях экономического развития».

Похожие ханжеские заявления содержатся и в заявлениях Всемирного банка («снижение бедности - наша основная задача»). Они никак не сочетаются с реальными действиями, которые только способствуют восстановлению или созданию классовой власти и приводят к обеднению населения и ухудшению состояния окружающей среды.

Растущая оппозиция нарушению прав стала особенно заметна начиная с 1980 года. До того, как пишет Чандлер, такие уважаемые журналы, как Foreign Affairs, не опубликовали ни одной статьи о правах человека. Подобным вопросам стали уделять внимание после 1980-го, особенно после событий на площади Тяньаньмэнь и с конца «холодной войны» в 1989 году. Это полностью соответствует распространению неолиберализма, и оба движения тесно связаны друг с другом. Несомненно, влияние неолиберализма как основы политической и экономической жизни на индивида создает условия для возникновения движений за частные права. Концентрируя внимание именно на этих правах, а не на процессе создания или восстановления серьезных и открытых структур демократического управления, оппозиция культивирует методы, которые не могут выйти за неолиберальные рамки. Неолиберальная забота об индивиде перекрывает любое социал-демократическое беспокойство о равенстве, демократии, социальном единстве. Постоянные призывы оппозиции к судебным разбирательствам соответствуют взглядам неолибералов, которые отдают предпочтение юридическим и исполнительным приемам, а не парламентской власти. Легальный путь слишком дорог и требует серьезного времени. Суды, как правило, встают на сторону интересов правящего класса, подтверждая свою обычную классовую лояльность. Судебные решения выносятся в соответствии с интересами частной собственности и нормами прибыли, а не равенства и социальной справедливости. Чандлер делает вывод, что «разочарование либеральной элиты в обычных людях и политических процессах приводит к тому, что она все больше сосредотачивается на индивидах, облеченных властью, и обращении с проблемами к судье, который должен принять решение».

Так как у большинства людей нет финансовых ресурсов, достаточных для того, чтобы отстоять собственные права, единственный способ реализации такого подхода - формирование правозащитных групп. Развитие правозащитного движения и неправительственных организаций, как и рассуждения о праве вообще, сопровождало неолиберальный поворот и заметно активизировалось в 1980-х. Неправительственные общественные организации нередко заполняют вакуум в социальном устройстве, возникший после того, как государство перестало исполнять свои функции. В некоторых случаях это способствовало дальнейшему сокращению вмешательства государства. Таким образом, общественные организации действуют как «троянский конь в стане мирового неолиберализма». Кроме того, они вовсе не обязательно являются демократическими, так как нередко действуют в интересах элиты, на них никто не может серьезно рассчитывать (за исключением их спонсоров). Они по определению стоят довольно далеко от тех, кто ищет их защиты или помощи,- независимо от того, насколько эти организации стремятся быть прогрессивными. Общественные организации часто скрывают свои истинные цели, предпочитая прямые переговоры или воздействие на государство и влиятельные классы. Они часто контролируют своих клиентов, а не представляют их интересы. Они стремятся и берут на себя смелость выступать от имени тех, кто якобы не может говорить за себя, и даже определять интересы представляемых ими лиц (как будто люди не могут это сделать сами). Но легитимность их статуса часто вызывает большие сомнения. Когда организации поднимают шум с целью запретить использование детского труда на производстве в масштабах всего человечества, они могут отрицательно влиять на экономику тех стран, где от такого труда зависит выживание семьи. Не имея возможности найти для детей работу, семьи бывают вынуждены допускать занятие своих детей проституцией (здесь уже может выступить другая правозащитная группа). Единообразие в методах ведения переговоров о правах и стремление неправительственных организаций и правозащитных групп повсеместно утвердить единые принципы не соответствуют местным особенностям и реальным практикам политической и экономической жизни в условиях неолиберализации и превращения ценностей общества в объект купли-продажи.

Есть и другая причина, по которой эта оппозиционная культура приобрела такое влияние в последние годы. Накопление путем лишения прав собственности предполагает совершенно новые приемы накопления и расширение практики применения наемного труда в промышленности и сельском хозяйстве. В этой области происходили основные процессы накопления капитала в 1950-е и 1960-е годы, и именно здесь зародилась оппозиционная культура (схожая с той, что является основой профсоюзов и политических партий рабочего класса), которая привела к появлению «встроенного либерализма». Лишение прав собственности одновременно фрагментированно и неоднородно - тут приватизация, там - ухудшение состояния окружающей среды, еще где-то - финансовый кризис или рост внешнего долга. Сложно противостоять таким разнообразным процессам, особенно если не иметь опоры на универсальные принципы. Лишение прав собственности означает потерю прав. Отсюда обращение к универсальным категориям - правам человека, достоинству, устойчивым экологическим принципам, защите окружающей среды и тому подобному - как к основе для единой оппозиционной политической платформы.

Обращение Рє универсальным правам - обоюдоострый меч. Его можно использовать РІ прогрессивных целях. Традицию, наиболее успешно представленную Amnesty International, Medecins sans Frontieres Рё РґСЂСѓРіРёРјРё организациями, нельзя считать простым придатком неолиберального мышления. Р?стория гуманизма (Рё западного, классического либерального, Рё его разнообразных незападных версий) слишком сложна для такого упрощения. РќРѕ РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… случаях РїСЂРё ограниченных целях правозащитников (Рє примеру, Amnesty РґРѕ недавнего времени фокусировалась исключительно РЅР° гражданских Рё политических, Р° РЅРµ РЅР° экономических правах) РёС… несложно включить РІ неолиберальную модель. Универсализм особенно хорошо сочетается СЃ глобальными вопросами - изменения климата, озоновая дыра, утрата биологического разнообразия РёР·-Р·Р° разрушения естественной среды обитания. Добиться же результатов РІ области гражданских прав РЅРµ так просто, особенно если учесть разнообразие политических Рё экономических обстоятельств Рё культурных особенностей. Более того, РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ гражданских прав нередко используются РІ интересах «имперских мечей» (если использовать язвительную характеристику Бартоломью Рё Брейкспира). Так называемые «либеральные ястребы» РІ РЎРЁРђ, например, прикрывались Р±РѕСЂСЊР±РѕР№ Р·Р° гражданские права, чтобы оправдать империалистическую интервенцию РІ РљРѕСЃРѕРІРµ, Восточном РўРёРјРѕСЂРµ, Гаити, Афганистане Рё Р?раке. РћРЅРё оправдывают «военный гуманизм РІРѕ РёРјСЏ защиты СЃРІРѕР±РѕРґС‹, прав человека Рё демократии, даже РєРѕРіРґР° империалистическая держава ведет одностороннюю Р±РѕСЂСЊР±СѓВ», как РІ случае РЎРЁРђ. Сложно РЅРµ согласиться СЃ Чандлером РІ том, что «корни сегодняшнего гуманитаризма, основанного РЅР° правах человека, лежат РІ одобрении вмешательства Запада РІРѕ внутренние дела развивающегося РјРёСЂР° еще, СЃ 1970-С… РіРѕРґРѕРІВ». РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ аргумент здесь связан СЃ тем, что «международные, институты, международные Рё внутренние СЃСѓРґС‹, неправительственные организации Рё комитеты РїРѕ этике РјРѕРіСѓС‚ лучше представлять интересы людей, чем законно избранное .правительство. Правительства Рё выборных представителей воспринимают, СЃ подозрением Рё РЅРµ потому, что РѕРЅРё несут .ответственность Р·Р° избирателей, Р° потому что СЏРєРѕР±С‹ имеют «особый» интерес РёРЅРµ РјРѕРіСѓС‚ действовать исключительнр РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ этических принципов». Внутри отдельных стран РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ такие же скрытые процессы. Р’ результате угасают «общественные политические СЃРїРѕСЂС‹, так как легитимной признается роль юридических Рё невыборных СЃРёР» Рё комитетов РїРѕ этике РІ процессе принятия решений». Влияние РЅР° политику может быть негативным. «Не решая проблемы индивидуальт РЅРѕР№ изоляции Рё пассивности РІ рамках наших раздробленных обществ, правозащитные движения только закрепляют это разделение». Более того, «из-Р·Р° деятельности правозащитников общество, перестает воспринимать реальность, Р° это, как,Рё любая элитарная теория, поддерживает самоуверенность правящего класса».

Подобная критика может приводить Рє отказу РѕС‚ любых обобщений как неизбежно ошибочных Рё прекращению любых разговоров Рѕ правах, как несостоятельных Рё навязывающих абстрактную, рыночную этику РІ качестве прикрытия процесса восстановления классовой власти. 0Р±Р° РїРѕРґС…РѕРґР° нуждаются РІ серьезном анализе, РЅРѕ СЏ думаю, что РЅРµ стоит оставлять правозащитную деятельность РЅР° откуп неолиберализму. РўСѓС‚ еще предстоит Р±РѕСЂСЊР±Р°, Рё РЅРµ только РІ отношении того, какие обобщения или права должны возникать РІ той или РёРЅРѕР№ ситуации, РЅРѕ Рё Рѕ том, как должны быть организованы универсальные принципы Рё система прав. Нас должно насторожить искажение СЃРІСЏР·Рё между неолиберализмом как особым набором политических Рё экономических инструментов Рё ростом популярности универсальных прав как этической РѕСЃРЅРѕРІС‹ моральной Рё политической легитимности. Декреты Бремера навязывают определенный комплекс прав РІ отношении Р?рака. Р’ то же время РѕРЅРё нарушают права граждан Р?рака РЅР° самоопределение. В«Р?Р· РґРІСѓС… прав,- как заметил Маркс,- побеждает сила». Если восстановление классовости предполагает навязывание определенного набора правил, то сопротивление такому навязыванию равноценно Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° совершенно РґСЂСѓРіРёРµ права.

Положительный аспект правосудия как права заключается РІ стимулировании политических движений: Р±РѕСЂСЊР±Р° против бесправия часто объединялась СЃ выступлениями РІ поддержку социальных преобразований. Вдохновляющая история движения Р·Р° социальные права РІ РЎРЁРђ есть тому наглядное подтверждение. Проблема, разумеется, состоит РІ том, что РІ РјРёСЂРµ существует бессчетное количество концепций правосудия. Анализ показывает, что основные социальные процессы возникают Рё основываются РЅР° вполне определенных концепциях прав Рё справедливости. Подвергнуть сомнению эти права означает подвергнуть сомнению поддерживающие РёС… социальные процессы. Р? наоборот, невозможно лишить общество некоторых ключевых социальных процессов (накопление капитала РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ рыночного обмена) Рё взамен ввести РґСЂСѓРіРёРµ (политическая демократия Рё коллективные действия) без одновременного СЃРґРІРёРіР° РІ предпочтениях РѕС‚ РѕРґРЅРѕР№ концепции справедливости Рё права Рє РґСЂСѓРіРѕР№. Недостаток любого идеалистического определения справедливости Рё права состоит как раз РІ том, что РѕРЅРѕ скрывает эту взаимосвязь. Только РїСЂРё выявлении реальных социальных процессов перемены РјРѕРіСѓС‚ приобретать общественное значение.

Рассмотрим пример неолиберализма. Два основных объекта власти становятся основой для формирования системы права - территориальное государство и капитал. Сколько бы мы ни стремились к тому, чтобы права стали универсальными, их существование обеспечивает государство. Без политической власти права ничего не значат. Получается, что права есть производная от гражданства и зависят от него. Тогда возникает вопрос о территориальной юрисдикции. Появляются сложные вопросы, связанные с людьми без гражданства и нелегальными иммигрантами. Становится важным, кто является или не является гражданином, от этого зависит включение или невключение людей в систему в рамках территориального определения государства. Как государство реализует суверенитет в отношении прав - это особый вопрос, но и на суверенитет (как становится ясным в Китае) глобальные правила налагают определенные ограничения, которые являются неотъемлемой частью неолиберального процесса накопления капитала. Национальное государство с его монополией на легитимные формы насилия может, в соответствии с теорией Гоббса, определять собственную систему прав и лишь до некоторой степени подчиняться международным соглашениям. США настаивают на своем праве не отвечать за преступления против человечества на мировой арене и в то же время утверждают, что военные преступники из других стран должны отвечать перед законом и тем самым судом, чью власть они не признают в отношении собственных граждан.

Жить в рамках неолиберализма означает принимать или подчиняться тому своду законов, которые необходимы для накопления капитала. Мы живем в обществе, где неотъемлемые права граждан (корпорации перед лицом закона приравниваются к индивидам) на частную собственность и норму прибыли превалируют над любой другой системой неотъемлемых прав. Защитники такого подхода утверждают, что он стимулирует «буржуазные ценности», без которых всем в мире пришлось бы гораздо хуже. Сюда относятся личная ответственность; независимость от государственного вмешательства (что нередко ставит такой комплекс прав в прямую оппозицию государственным законам); равенство всех перед законом и рыночными возможностями; поощрение инициативы и предпринимательства; забота о себе и собственном благе; открытый рынок, обеспечивающий широкие свободы выбора в отношении договора и обмена. Такая система прав кажется еще более убедительной, когда переносится на права частной собственности (что является основой права личности на свободное вступление в соглашение о продаже своих трудовых качеств, права требовать достойного отношения к себе и свободы от физического принуждения или рабства), а также права на свободу мысли и самовыражения. Эти производные права крайне привлекательны. Многие вовсю пользуются ими. Но все же необходимо помнить, что мы, как попрошайки, живем за счет объедков с богатого стола.

РЇ РЅРµ РјРѕРіСѓ РЅРёРєРѕРіРѕ убедить силой философской полемики РІ том, что неолиберальная система права несправедлива. Претензии Рє этой системе права просты: ее принятие означает согласие СЃ тем, что Сѓ нас нет РґСЂСѓРіРѕРіРѕ выбора, РєСЂРѕРјРµ постоянного накопления капитала Рё постоянного экономического роста, какими Р±С‹ РЅРё были социальные, экологические или политические последствия. Бесконечное накопление капитала предполагает, что неолиберальный режим права должен географически распространиться РїРѕ всему РјРёСЂСѓ СЃ помощью насилия (как РІ Чили Рё Р?раке), РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ империалистических методов (как те, что применяются Р’РўРћ, РњР’Р¤, Всемирным банком) или путем примитивного накопления (как РІ Китае Рё Р РѕСЃСЃРёРё), если нужно. Всеми правдами Рё неправдами РїРѕ всему РјРёСЂСѓ установятся неотъемлемые права РЅР° частную собственность Рё РЅРѕСЂРјСѓ прибыли. Р?менно это Рё имел РІ РІРёРґСѓ Буш, РіРѕРІРѕСЂСЏ Рѕ том, что РЎРЁРђ борются Р·Р° установление СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІРѕ всем РјРёСЂРµ.

РќРѕ этим РЅРµ исчерпываются доступные нам права. Даже РІ рамках либеральной концепции, изложенной РІ Хартии РћРћРќ, существуют производные права - СЃРІРѕР±РѕРґР° слова Рё самовыражения, образования Рё экономической безопасности, права РЅР° образование СЃРѕСЋР·РѕРІ Рё С‚. Рї. Усиление этих прав стало Р±С‹ серьезным вызовом неолиберализму. Если сделать эти производные права основными, Р° права РІ отношении частной собственности Рё РЅРѕСЂРјС‹ прибыли - производными, это приведет Рє радикальному изменению политико-экономических инструментов. Существуют Рё совершенно иные концепции прав - например, касающиеся доступа Рє мировым ресурсам или гарантий реализации базовых потребностей РІ продовольствии. В«Р?Р· РґРІСѓС… прав побеждает сила». Политическая Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° надлежащее формирование прав Рё даже Р·Р° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ как таковую изменяется РІ поисках альтернатив.


 
, . .

:

  • ГЛАВА 7. БУДУЩЕЕ СВОБОДЫ
  • РЎР?ЛЫ Р? ТЕЧЕНР?РЇ
  • ГЛАВА 3. НЕОЛР?БЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
  • БУДУЩЕЕ СВОБОДЫ
  • Дэвид Харви / Краткая история неолиберализма


  •  
     
     
     
     
    {videolist}
     
    XML error in File: http://rkrp-rpk.ru/component/option,com_rss_stok/id,9/
    XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6

    XML error in File: http://krasnoe.tv/rss
    XML error: StartTag: invalid element name at line 1

     
     
    opyright © 2010 Rezistenta Atola