RUS  MDA
WebMoney : Z292695501926
 
«     2020    »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
 
 
 
2019 (1)
2017 (2)
2017 (2)
2017 (22)
2016 (3)
2016 (1)
 
\'Красное
 
» » Ален Бадью / Тезисы Рѕ современном искусстве

: Ален Бадью / Тезисы о современном искусстве
: admin 15-10-2011, 18:47

Ален Бадью: Тезисы о современном искусстве


источник: "Что делать?"

1. Р?скусство РЅРµ есть возвышенное нисхождение бесконечного, которое заключалось Р±С‹ РІ конечном отторжении тела Рё секса. Напротив, РѕРЅРѕ является производством бесконечной субъективной последовательности, посредством конечного материального изъятия.

2. Р?скусство РЅРµ может быть выражением особенности, Р±СѓРґСЊ то этнической или индивидуальной. РћРЅРѕ – безличное производство истины, адресующейся всем.

3. Р?стина, чья процессуальность лежит РІ искусстве, это всегда истина чувственного, поскольку РѕРЅРѕ чувственно. РўРѕ есть РІ искусстве РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ трансформация чувственного РІ событие Р?деи.

4. Существует, необходимым образом, многообразие искусств, и хотя между отдельными видами искусств может быть сколько угодно пересечений, невозможно вообразить себе тотализацию этого многообразия, сведение его к одному.

5. Каждое искусство появляется в неочищенной форме, и очищение этой нечистоты составляет как историю истины искусства, так и историю истощения этой истины.

6. Субъектами истины искусства являются произведения, которые ее составляют.

7. Составление истины РёР· отдельных произведений есть бесконечная конфигурация, являющаяся, для каждого отдельно взятого художественного контекста, СЂРѕРґРѕРІРѕР№ тотальностью (totalité générique).

8. РўРѕ, что действительно РІ искусстве – это идеальная неочищенность как имманентный процесс ее очищения. Другими словами: искусство имеет СЃРІРѕРёРј первичным материалом событийную случайность формы. Р?скусство есть вторичная формализация появления формы РІ качестве бесформенной.

9. Единственная максима современного искусства – не быть имперским. Помимо прочего, это значит, что оно не должно быть демократическим, если "демократическое" означает "соответствующее имперской идее политической свободы".

10. Неимперское искусство есть неизбежно абстрактное искусство, в следующем смысле: оно абстрагируется от всякой особенности и формализует этот жест абстрагирования.

11. Абстракция неимперского искусства не имеет в виду никакой специальной публики. Неимперское искусство связано с пролетарским аристократизмом: оно делает то, что оно говорит, не обращая внимания на личности.

12. Неимперское искусство должно быть прочно связано воедино как доказательство, удивительно как ночное нападение и возвышенно как звезда.

13. Р?скусство делается сегодня РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· того, что РЅРµ существует СЃ точки зрения Р?мперии. Р?скусство конструирует, абстрактным образом, видимость этого несуществования. Р?менно эта способность диктует любому искусству формальный принцип: способность делать видимым то, что для Р?мперии (Р° значит Рё для всех, РЅРѕ РІ РґСЂСѓРіРѕРј смысле), РЅРµ существует.

14. Р?мперия сегодня уверена РІ том, что контролирует РІСЃРµ РІРёРґРёРјРѕРµ Рё слышимое экономическими законами Рѕ циркуляции информации Рё демократическими законами Рѕ коммуникации. Поэтому РѕРЅР° больше РЅРµ прибегает Рє цензуре. Поддаться этому разрешению наслаждаться означает гибель РІСЃСЏРєРѕРіРѕ искусства Рё РІСЃСЏРєРѕР№ мысли. РњС‹ должны быть собственными безжалостными цензорами.

15. Лучше ничего не делать, чем работать над формализацией видимости того, что, с точки зрения империи, существует.

Мы не сможем здесь, на газетных страницах, сделать сколь-нибудь внятное введение в мысль Алена Бадью, одного из крупнейших и оригинальнейших философов нашего времени. Проясним лишь некоторые вещи, которые Бадью, в своем "пролетарском аристократизме", разъяснить здесь не счел нужным.

В первом тезисе Бадью явно отсылает к психоаналитической трактовке искусства. Он согласен с Лаканом, что основной жест искусства есть изъятие, отторжение, эллипсис. Но он противопоставляет Лакану, с его кантовским онтологизмом бесконечного и недостижимого "реального", конструктивный пафос: изъятие дает возможность для возникновения субъекта, субъекта события, истины и политического действия.

Р’Рѕ втором тезисе Бадью РІРІРѕРґРёС‚ СЃРІРѕР№ полемический универсализм. Первичный негативный жест изъятия служит универсализации. РќРѕ это – РЅРµ абстрактный универсализм капиталистической Р?мперии, Р° – как явствует РёР· третьего тезиса – универсализм, исходящий РёР· конкретного, историчного события. Р’ этом событии РЅРµ возвышенная истина СЃС…РѕРґРёС‚ РЅР° землю, Р° земля, история сама порождает бесконечную истину. Адресация истины всем означает РЅРµ ее общедоступность, Р° возможность каждого идентифицироваться СЃ ней через рискованное действие.

РЎ точки зрения Бадью, психоанализ Рё теория искусства Аристотеля принадлежат Рє РѕРґРЅРѕР№, "классической" традиции, СЃ точки зрения которой искусство только правдоподобно, Р° РЅРµ истинно, Р° также направлено РЅР° терапию чувственного. Хотя Бадью критичен РїРѕ отношению Рє этой традиции (для него искусство несет РІ себе истину, Р° РЅРµ правдоподобие), РѕРЅР° СЏРІРЅРѕ близка ему, ближе РґСЂСѓРіРёС… эстетических концепций. Так, РІ пятом Рё РІРѕСЃСЊРјРѕРј тезисе РѕРЅ скрыто апеллирует Рє аристотелевской теории катарсиса – теории имманентного очищения страстей РІ трагическом театре. Р?скусство начинается СЃ внешних, например религиозных или политических эффектов, РЅРѕ РѕРЅРѕ внутренне исторично, Рё история его направлена РІ сторону автономии Рё чистоты, то есть самодовлеющей субъективности.

Р’ шестом Рё седьмом тезисах Бадью связывает теорию искусства СЃРѕ СЃРІРѕРёРј общим философским учением. Р’ этом учении Бадью указывает РЅР° событие как РЅР° место порождения истины Рё основания субъекта. Причем событие РЅРµ существует без субъективной верности ему, субъект должен сделать рискованную ставку РЅР° событие. Само произведение искусства РЅРµ является событием. Скорее событие РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЃ возникновением целого художественного движения, или СЌРїРѕС…Рё, которая решительно порывает СЃ прошлым. Через СЃРІРѕРёС… субъектов, С‚.Рµ. РІ данном случае через отдельные произведения, событие формирует конфигурацию, например определенный жанр или РІРёРґ искусства. Р? эта конфигурация РІ целом (например, роман или абстрактной живопись) есть единичная, своеобразная истина. Р?стина определяется Бадью (вслед Р·Р° математиком Рџ. РљРѕСЌРЅРѕРј) как "родовая", générique, РІ том смысле, что РѕРЅР° несводима РЅРё Рє какому логическому правилу или признаку, РЅРѕ "пробегает" РІСЃРµ возможные РІ данном контексте правила Рё признаки. Это как Р±С‹ платоновская идея, или художественный жанр, РЅРѕ Сѓ нее нет РёРЅРѕРіРѕ определения, как только РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· события Рё РёР· верного ему субъекта, который должен активно конструировать "СЂРѕРґРѕРІСѓСЋ" истину.

Событие, как Рё следующая РёР· него "родовая" истина, выводит РЅР° свет Рё именует те элементы общественной жизни, которые выпадают РёР· "нормальной", целостной картины РјРёСЂР° как государства Рё империи, Рё ведут РІ этой целостности призрачное существование. Здесь Бадью близок таким мыслителям как Беньямин, Деррида Рё Рансьер. РћРЅ доказывает математически, что подобные "избыточные" элементы есть РІ каждой историко-политической ситуации – это те, РєРѕРіРѕ забыли посчитать, Р° если Рё считают, то СЃРєРѕРїРѕРј: упущенные возможности, отверженные классы, сомнение Рё сопротивление. Р?скусство, опираясь РЅР° событие, призвано давать этим элементам видимость, РЅРµ включая РёС… механически РІ бесконечную "энциклопедию" Р?мперии. Р’ этом Рё заключиется его "родовая" процедура.

Р СЏРґ тезисов, посвященных Р?мперии, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ сам Р·Р° себя. Бадью опять настаивает РЅР° операции изъятия, вычитания – особенно РІ нынешний момент безудержного раскрытия Рё аккумуляции. РћРЅ призывает художника, как Рё философа, сопротивляться пластичности Рё вседозволенности капитализма, Рё (двенадцатый тезис) делать методичное, строгое искусство (здесь можно вспомнить любимого Бадью Мандельштама: "Доказывать Рё доказывать без конца: принимать РІ искусстве что-РЅРёР±СѓРґСЊ РЅР° веру недостойно художника!") Хотя эту строгость, РІ силу сказанного ранее, нельзя выразить РЅРё РІ каком СЃРІРѕРґРµ правил.

Бадью дает понять, на что похоже искусство в его понимании. Он достаточно определенно (восьмой, десятый, тринадцатый тезисы) высказывается в пользу искусства формального и рефлексивного – не в смысле узко понятого абстракционизма, а в смысле необходимой формализации – рефлексивной формализации той формирующей стихии, которая присутствует в любом произведении в бессознательном, бесформенном виде. Примерно того же, кстати, надо требовать и от философии, и от политики. Все эти процедуры должны открывать, универсализировать работающее в них формообразующее начало.

Многие из суждений Бадью могут показаться традиционными. Действительно, в его требовании верности событию заложен определенный консерватизм. Но основной смысл его призыва – в необходимости неуклонно, конструктивно идти вперед, обеспечивая формальной строгостью связь движения с побуждающим его событием.

Перевод – Артем Магун


 
, . .

:

  • АЛЕН БАДЬЮ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, 4 - Что именует РёРјСЏ Саркози?
  • Борис Гройс: "РљРѕРјРјСѓРЅРёР·Рј ведь был художественным проектом" (Р?скусство)
  • Рђ. Бадью. Тайная катастрофа. РЎРЅРѕСЃРєРё
  • КОГДА НЕОБХОДР?РњРћ РЎРљРђР—РђРўР¬ "РњР«"
  • Декларация «Что делать?В» Рѕ политике, знании Рё искусстве


  •  
     
     
     
     
    {videolist}
     
    XML error in File: http://rkrp-rpk.ru/component/option,com_rss_stok/id,9/
    XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6

    XML error in File: http://krasnoe.tv/rss
    XML error: StartTag: invalid element name at line 1

     
     
    opyright © 2010 Rezistenta Atola