RUS  MDA
WebMoney : Z292695501926
 
«     2018    »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
 
 
 
2017 (2)
2017 (2)
2017 (22)
2016 (3)
2016 (1)
2016 (16)
 
\'Красное
 
» » Славой Жижек / Чтобы спастись РёР· ловушки

: Славой Жижек / Чтобы спастись из ловушки
: admin 13-11-2010, 21:30

Славой Жижек. Чтобы спастись из ловушки

Р’ Мадриде, Афинах, Бухаресте или Париже народный гнев свидетельствует Рѕ социальной ожесточенности, Рѕ глубоком желании перемен. Однако РІСЃРµ еще РЅРµ хватает политической стратегии для РёС… достижения, равно как Рё надежды РЅР° РёС… наступление. Следует ли рисковать благоприятным моментом РїРѕРґ предлогом отсутствия необходимых условий? Р?ли же лучше сделать ставку РЅР° то, что "невозможное случается"?

Протестные движения Европы, развернувшиеся РІ этом РіРѕРґСѓ Рё направленные против политики СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё РІ Греции Рё РІРѕ Франции, Р° также (РІ меньших масштабах) РІ Р?рландии, Р?талии Рё Р?спании породили РґРІР° мифа. Первый, созданный усилиями власти Рё масс-медиа, состоит РІ деполитизации РєСЂРёР·РёСЃР°: меры РїРѕ урезанию бюджета, принятые правительствами, подаются РЅРµ как политический выбор, РЅРѕ как СЃСѓРіСѓР±Рѕ техническая реакция РЅР° требования СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Мораль такова: если РјС‹ желаем экономической стабилизации, РјС‹ должны потуже затянуть ремни. Напротив, бастующие Рё манифестанты заявляют, что меры жесткой бюджетной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё образуют лишь инструмент, используемый капиталом СЃ целью демонтажа последних остатков государства благосостояния. Если РІ первом случае Международный валютный фонд (РњР’Р¤) предстает судьей РЅР° страже РїРѕСЂСЏРґРєР° Рё дисциплины, то РІРѕ втором его роль сведена РґРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЏ придатка глобальной финансовой элиты.

Притом что каждая из этих точек зрения содержит долю истины, обе они фундаментально ошибочны.Европейские лидеры приняли стратегию защиты, при которой игнорируется тот факт, что огромный дефицит государственного бюджета большей частью обязан своим наличием десяткам миллиардов, потраченным на спасение банков; что предоставленный Афинам кредит пойдет, в первую очередь, на погашение долга французским и немецким банкам; что помощь, которую Европа оказала Греции, служит исключительно поддержке частного банковского сектора. С другой стороны, аргументация недовольных в очередной раз выдает нищету современного левого движения - полное отсутствие внятной программы и принципиальный отказ признать утрату социальных завоеваний. Утопия общественного движения больше не претендует на изменение системы, но питает смутную иллюзию, что система ограничится поддержанием государства благосостояния. Эта оборонительная позиция наталкивается на весомое возражение: покуда мы пребываем в русле мировой капиталистической системы, компенсировать ее убытки придется рабочим, студентам и пенсионерам.

Одно можно утверждать с уверенностью: по прошествии десятилетий периода государства благосостояния, в течение которых сокращения бюджетных затрат были ограниченными и всегда сопровождались обещанием, что все вернется на круги своя, мы вступаем во времена чрезвычайного экономического положения. Новая эра сулит все более усиленный режим экономии, прежде всего, радикальной экономии на здравоохранении, пенсиях и образовании, а также превознесение занятости. Находящиеся в отчаянном положении левые должны принять грозный вызов и объяснить, что экономический кризис - это преимущественно кризис политический, в нем нет ничего естественного, что существующая система является результатом серии по существу политических решений; при этом не следует упускать из виду, что эта система, пока мы находимся в ее рамках, подчиняется псевдо-естественной логике, пренебрежение которой чревато экономической катастрофой.

РќРµ следует тешить себя обманчивыми надеждами, что РІСЃРµ еще непреодоленный РєСЂРёР·РёСЃ будет иметь лишь ограниченные последствия, что европейскому капитализму удастся обеспечить должный уровень жизни большинству населения. Р? какое удивительное РїРѕ своей радикальности решение - полагаться РЅР° стечение обстоятельств, РїСЂРё котором убытки РѕС‚ РєСЂРёР·РёСЃР° Р±СѓРґСѓС‚ разом компенсированы... Между тем, антикапиталистов сегодня РІ избытке: РјС‹ буквально завалены РіСЂРѕРјРєРёРјРё разоблачениями ужасов капитализма, день Р·Р° днем множатся журналисткие расследования, телевизионные репортажи Рё популярные РєРЅРёРіРё, посвященные промышленникам, разоряющим окружающую среду, коррумпированным банкирам, которые наживаются РЅР° умопомрачительных бонусах, РІ то время как РёС… сейфы выкачивают бюджетные средства, поставщикам сетей магазинов одежды, использующим труд несовершеннолетних двенадцать часов РІ день.

Тем не менее, какой бы резкой ни была эта критика, ее острие едва ли ранит, ведь она никогда не посягает на либерально-демократическую территорию, на которой капитализм осуществляет свои разрушения. Задача, эксплицитная или имплицитная, неизменно ставится таким образом, чтобы регламентировать капитализм - будь то под давлением средств массовой информации, законодательной власти или честных полицейских расследований - но только не оспаривать институциональные механизмы буржуазного правового государства.

Революции... о, да, но на почтительном расстоянии

Р?менно здесь марксистский анализ сохраняет РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ актуальность, возможно, даже РІ большей степени, чем РєРѕРіРґР°-либо. Для Маркса РІРѕРїСЂРѕСЃ СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РЅРµ затрагивает напрямую сферу политики, РЅР° которую ссылаются международные институции, вынося суждение Рѕ той или РёРЅРѕР№ стране: свободные ли там выборы, независимые ли СЃСѓРґСЊРё, соблюдаются ли права человека? Ключ Рє подлинной СЃРІРѕР±РѕРґРµ нужно искать скорее РІ "аполитичной" сети общественных отношений (работа, семья Рё РїСЂРѕС‡.), РіРґРµ необходимые перемены привносятся РЅРµ политическими реформами, РЅРѕ преобразованиями социальных связей РІ аппарате производства.

Действительно, избирателям никогда не предлагается устанавливать, кто чем должен обладать, высказываться по поводу действующих норм управления, места своей работы. Бесполезно надеяться, что на политическом уровне допустимо сближение демократии с чуждой ей сферой свобод посредством учреждения, скажем, "демократических" банков под контролем граждан. В этой области радикальные преобразования находятся по ту сторону совокупности установленных законом прав.

Демократические процедуры, конечно, могут привести к социальным завоеваниям. Однако от этого они не перестают быть шестеренками в механизме буржуазного государства, роль которых состоит в обеспечении оптимального воспроизводства капитала. Таким образом, два фетиша должны быть одновременно отброшены: фетиш "демократических институтов", с одной стороны, но также фетиш их негативной изнанки - насилия.
В центре Марксова понятия классовой борьбы лежит идея о том, что "безмятежная" общественная жизнь свидетельствует о победе (временной) господствующего класса. С позиции угнетенных, само существование государства в качестве аппарата господствующего класса представляет собой акт насилия. Кредо, согласно которому насилие никогда не бывает легитимным, но часто является необходимым, кажется несостоятельным. В радикальной и освободительной перспективе следовало бы изменить порядок слов в этом постулате: насилие угнетенных всегда легитимно - ввиду того, что их статус есть следствие насилия - но никогда не бывает необходимым: выбор прибегать или нет к силе в отношении врага должен зависеть исключительно от стратегической перспективы.

В знакомом нам чрезвычайном экономическом положении бросается в глаза то, что мы имеем дело не со слепыми финансовыми перемещениями, но со зрелым и взвешенным стратегическим вмешательством органов государственной власти и финансовых институтов, которые стремятся разрешить кризис сообразно своим собственным критериям и выгоде. Как в этих условиях не предусматривать контрнаступления?

Эти соображения могут разве что поколебать покой радикальных интеллектуалов. Ведущие мягкое и защищенное существование, не они ли рисуют сценарии катастроф ради сохранения своего уровня жизни? Многие из них если и допускают возможность революции, то где-нибудь на значительном удалении - в Кубе, Никарагуа, Венесуэле, - лишь бы это не препятствовало их карьере. Однако с крахом государства благосостояния в передовых индустриальных экономиках радикальные интеллектуалы могли бы найти свой момент истины - они хотели настоящих перемен, они их дождались.

Р’СЂСЏРґ ли перманентное чрезвычайное экономическое положение заставит левых оставить тихие интеллектуальные штудии, практическая польза которых сомнительна. Вместе СЃ тем собственно мышление теряет СЃРІРѕСЋ подлинную функцию, которая РІ действительности состоит РЅРµ РІ том, чтобы генерировать решения проблем, волнующих так называемое "общество", С‚.Рµ. Государство Рё Капитал, РЅРѕ подвергать рефлексии исходный принцип постановки РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ. Р?ными словами, вопрошать Рѕ том, каким образом РјС‹ воспринимаем ту или РёРЅСѓСЋ проблему.
В эпоху капитализма после 1968 года экономика как логика рынка и конкуренции сама приняла на себя роль гегемониальной идеологии. В области образования, например, школа все меньше представляет собой поддерживаемое государством публичное учреждение и оплот ценностей Просвещения - свободы, равенства, братства. В полном соответствии с сакральной формулой "больше эффективности за меньшую цену" она отдана на откуп различным формам государственно-частного партнерства. В области политики избирательная система, организующая и легитимирующая власть, выстроена по образцу свободного предпринимательства: голосование оказывается коммерческой операцией, во время которой избиратели "покупают" законопроект, способный наилучшим образом сохранить общественный порядок, наказать преступников и т.д.

Равным образом функции, прежде находившиеся РІ ведении органов безопасности, среди которых Рё управление тюрьмами, отныне приватизируются. Наемная армия вытесняет призывную. Даже государственная бюрократия лишилась своего универсального гегелевского характера, чему свидетельство правительство Берлускони: РІ Р?талии именно крупная буржуазия осуществляет законную власть, открыто Рё без стеснения используя ее СЃ единственной целью отстоять СЃРІРѕРё интересы. Более того, любовь также подчиняется рыночным законам: speed dating, знакомства РІ интернете или брачные агенства - сервисы, навязывающие будущим партнерам статус товара, качества которого надлежит нахваливать (размещать наиболее выигрышные СЃРЅРёРјРєРё Рё РїСЂРѕС‡.).

В пределах этой констелляции сама идея радикального преобразования общества напоминает невозможную мечту. Но именно эта невозможность должна навести нас на размышления. Сегодня распределение между тем, что возможно, и тем, что невозможно, выглядит странным при том, что и тому, и другому даются избыточные определения. С одной стороны, когда речь идет о досуге и технологиях, нам втолковывают, что "нет ничего невозможного": можно воспользоваться широким спектром сексуальных услуг, загрузить внушительный объем музыки, фильмов и сериалов, а также отправиться в космическое путешествие (при наличии миллиардов). Нам обещают, что в будущем станет "возможно" оптимизировать наши физические и умственные способности посредством манипуляций с геномом человека. Даже техногностическая мечта о бессмертии представляется отныне досягаемой, если трансформировать наши идентичности в информационные приложения для последующей инсталляции в различные устройства.

Зато РІ социально-экономической сфере наша СЌРїРѕС…Р° характеризуется верой РІ зрелое человечество, которое РІ состоянии отказаться РѕС‚ устаревших многовековых утопий Рё принять ограничения действительности (читай: капиталистической действительности) СЃРѕ всеми ее "невозможностями". "Р’С‹ РЅРµ можете" - ее РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ лозунг Рё первая заповедь: РІС‹ РЅРµ можете участвовать РІ масштабных коллективных действиях, которые непременно приведут Рє тоталитарному террору; РІС‹ РЅРµ можете цепляться Р·Р° социальное государство без страха утратить состязательность Рё спровоцировать экономический РєСЂРёР·РёСЃ; РІС‹ РЅРµ можете быть оторванными РѕС‚ РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ рынка, если РІС‹ только РЅРµ присягнули РЅР° верность Северной Корее. Р?деологический вариант экологии дополняет СЃРїРёСЃРѕРє собственными запретами - знаменитые минимальные ценности (речь больше РЅРµ идет Рѕ РґРІСѓС… градусах потепления климата), основанные РЅР° экспертных оценках.

"Невозможное случается"

Сегодня господствующая идеология силится нас убедить в невозможности радикальных перемен, невозможности упразднения капитализма, невозможности создания демократии, которая бы не сводилась к играм коррумпированных парламентариев, скрывающим социальные антагонизмы. Вот почему Жак Лакан, желая преодолеть идеологические барьеры, заменил формулу "все возможно" более умеренным заявлением "невозможное случается".

Р­РІРѕ Моралес РІ Боливии, РЈРіРѕ Чавес РІ Венесуэле или непальские маоисты оказались Сѓ власти благодаря "справедливым" демократическим выборам, Р° РЅРµ вооруженному восстанию. Р?С… ситуация РѕС‚ этого "объективно" РЅРµ менее безнадежна: РІСЃРµ РѕРЅРё плывут против течения истории Рё поэтому РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ положиться РЅРё РЅР° какую "объективную тенденцию". Р’СЃРµ, что РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ позволить себе делать, - это импровизировать РІ очевидно безысходной ситуации. РќРѕ разве РЅРµ это дает РёРј также исключительную СЃРІРѕР±РѕРґСѓ? Р? РЅРµ СЃРёРґРёРј ли РјС‹, левые, СЃ РЅРёРјРё РІ РѕРґРЅРѕР№ лодке?

Наша актуальная ситуация полностью обратна той, что имела место в начале XX века, когда левые знали, что делать, но должны были спокойно выжидать благоприятный для действия момент. Сегодня мы не знаем, что следует делать, но мы должны действовать немедленно, т.к. наша инерция может в скором времени повлечь катастрофические последствия. Больше, чем когда-либо, мы вынуждены жить, как если бы мы были свободны.


 
, . .

:

  • Рћ парламентском пути Рє социализму
  • РЎР?ЛЫ Р? ТЕЧЕНР?РЇ
  • БУДУЩЕЕ СВОБОДЫ
  • Справедливая заработная плата Р·Р° справедливый рабочий день
  • Декларация «Что делать?В» Рѕ политике, знании Рё искусстве


  •  
     
     
     
     
    {videolist}
     
    XML error in File: http://rkrp-rpk.ru/component/option,com_rss_stok/id,9/
    XML error: Specification mandates value for attribute async at line 17

    XML error in File: http://krasnoe.tv/rss
    XML error: StartTag: invalid element name at line 1

     
     
    opyright © 2010 Rezistenta Atola