Об Организации Деятельность Новости Анонс Культура Библиотека Видеотека Контакты
   
 
RUS  MDA
Навигация
ГлавнаяОб Организации Программное заявлениеДеятельность АнонсНовости Произвол работодателейЮридическая консультация КультураБиблиотека Видеотека Ссылки Обратная связь Подписка Контакты WebMoney кошелек организации: Z852093458548
 
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
Популярные статьи
 
Наш опрос
 
Архив новостей
Февраль 2024 (2)
Январь 2024 (1)
Ноябрь 2023 (1)
Октябрь 2023 (2)
Август 2023 (1)
Июль 2023 (2)
 
\'Красное
 
» » Возможен ли Жанаозен по-украински? / Обзор протестов в Украине, декабрь 2011

Новости rezistenta.info : Возможен ли Жанаозен по-украински? / Обзор протестов в Украине, декабрь 2011
автор: admin 24-01-2012, 11:43

Возможен ли Жанаозен по-украински?

ЦЕНTР ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСTВА

Протесты, победы и репрессии в Украине

Аналитический обзор, декабрь 2011


16 января прошел ровно месяц со дня трагических событий в Жанаозене. Напомним, что месяц назад казахстанская полиция расстреляла бастующих работников нефтяной компании "Озенмунайгаз". Рабочие требовали восстановить всех незаконно уволенных работников и выплачивать заработную плату согласно установленным нормам, учитывая вредность производства и суровость природных условий. Разгон демонстрантов, стрельба со стороны органов правопорядка и последующие репрессии против активистов по всей территории Казахстана - вот окончательный ответ власти на законные требования рабочих. Несмотря на все разговоры в духе "теории заговора", понятно, что классовый конфликт в Казахстане дошел до критической точки. На постсоветском пространстве именно в Казахстане капитализм дал трещину, а протестующие рабочие выдвигали не только социально-экономические, но и политические требования. В то время, как в Казахстане происходили массовые выступления рабочих, в Украине завершалась длительная протестная кампания льготников (чернобыльцев и афганцев). Насколько возможно, что следующими на улицы выйдут именно рабочие? Насколько вероятным является жанаозенский сценарий в Украине? Об этом и об общих тенденциях протестов в последнем месяце прошлого года рассказывает очередной аналитический обзор Центра исследования общества.

По количеству протестов последний месяц 2011 года существенно уступает ноябрю. Если в ноябре в Украине в среднем происходило 10 ежедневных протестов, то в декабре этот показатель составлял лишь 7 протестов. Вместе с тем, уменьшилась часть социально-экономических (62% в ноябре и 58% в декабре) и политических протестов (38% и 31% соответственно). Эти изменения отражают завершение протестной кампании льготников. Ноябрьская протестная кампания чернобыльцев и афганцев была пиком протестной активности последних трех месяцев. Хотя, следует отметить, что в некоторых городах чернобыльцы продолжали выражать несогласие с политикой правительства вплоть до самого начала новогодних праздников. Tак, к примеру, 29 декабря в Донецке чернобыльцы пришли под стены здания Пенсионного фонда и в качестве "подарка" принесли с собой елку, украшенную невыполненными судебным решениям о перерасчете пенсий и льгот.


Возможен ли Жанаозен по-украински? / Обзор протестов в Украине, декабрь 2011


Tакже снизилась доля протестов с участием политических партий (34% в декабре против 44% в ноябре) и протестов при участии общественных организаций (24% в декабре и 33% в ноябре). Кроме того, снизилась доля протестов, которые выдвигали требования против центрального государственного апарата: в декабре произошло лишь 33% таких протестов, в то время как в ноябре - 53%. Параллельно увеличивается доля протестов неформальных инициативных групп. При этом 86% протестов неформальных инициатив касались социально-экономических вопросов и лишь 18% выдвигали политические требования. Tакие изменения свидетельствуют о снижении уровня политизации и организованности протестов с завершением протестных выступлений чернобыльцев и афганцев.

Как мы уже сообщали в предыдущих обзорах, для нейтрализации протестов льготников власти применяли стратегию кнута и пряника: наряду со снижением протестной активности в декабре прошлого года мы фиксировали увеличение количества негативных и позитивных реакций властей на требования протестующих. Если в ноябре на 100 протестных событий приходилось 14 репрессивных, то в декабре этот показатель увеличился почти вдвое - до 27 репрессий на 100 протестов. При этом такие репрессии в основном касались протестов, которые поднимали социально-экономические вопросы (41% от всех негативных реакций в октябре, 52% в ноябрь и 65% в декабре) - чаще всего это были протесты с участием чернобыльцев. Для того, чтобы окончательно поставить несогласных на место, власти применяли жесткие репрессии против тех немногих, кто продолжал отстаивать свои права. Инструментарий такого "наведения порядка" не радует - чаще всего использовались аресты, препятствование проведению протестов и разнообразные формы запугивания (в частности, проверка обоснованности получения льгот).

Одновременно, в декабре несколько возросла относительная частота уступок: на 100 протестов приходилось 8 положительных реакций, в то время как в ноябре только 6. Примечательно, что в случае с рабочими протестами количество положительных реакций на 100 протестов по результатам трех месяцев мониторинга составило 15:100. Кроме того, количество негативных реакций в ответ на рабочие протесты существенно ниже, чем общий показатель: 10:100 по сравнению с 19:100.

На первый взгляд, относительно мягкое отношение оппонентов к рабочим протестам может подтолкнуть к мысли, будто жанаозенский сценарий для Украины почти невозможен. Но это обманчивое впечатление. Кроме Жанаозена, история постсоветских стран (и украинская история, в частности) знает случаи кровавых разгонов протестующих рабочих. Tак, например, в 1998 году в Луганске спецподразделения "Беркута" жестоко разогнали протест шахтеров, требовавших выплаты задолженностей по заработной плате. Годом позже в соседней России состоялся разгон с помощью оружия рабочих Выборгского целлюлозно-бумажного комбината. Эти рабочие смогли предотвратить вероятное банкротство предприятия после приватизации, возобновили работу предприятия, платили необходимые налоги, а также регулярно выплачивали заработную плату. В дальнейшем комбинат стал известен под названием "народное предприятие", и это название кажется справедливым, ведь почти два года производство стабильно держалось благодаря усилиям и самоорганизации рабочих. Но 14 октября 1999 власти направили на предприятие спецподразделение "Tайфун" с целью подавления протеста рабочих против приватизации. В результате нападения более десяти человек были серьезно ранены.

Следовательно, при необходимости власти готовы применять жесткие репрессии против рабочих. Вопрос в другом - возможно ли возникновение мощного рабочего протеста в Украине по типу протестных действий нефтяников в Жанаозене? Для этого следует проанализировать, как соотносится протест рабочих в Жанаозене по структуре, типу требований и по динамике конфликта с рабочими протестами в Украине.

Следует сказать, что общая доля рабочих протестов в Украине за последние три месяца была небольшой - рабочие протесты составляли лишь 7% от всех протестов. При чем, по-прежнему в ходе протестов протестующие провозглашали преимущественно реактивные требования - требования возврата задолженностей по заработной плате (48%) и выступление против закрытия предприятий (29%). Проактивные лозунги вроде требования повышения заработной платы (13%) звучали заметно реже. В то же время, если мы взглянем на характер требований жанаозенских нефтяников, то станет понятно, что в своем протестном выступлении они актуализировали именно проактивные требования. В частности, в мае 2011-го года рабочие "Озенмунайгаза" протестовали с требованиями повысить зарплаты вдвое и фактически признать дополнительные коэффициенты за вредные условия труда. В украинском же контексте наличие большой доли рабочих протестов, связанных с требованиями возместить задолженность по заработным платам, отчасти объясняет низкий уровень репрессий против рабочих и сравнительно большое количество положительных ответов на рабочие протесты. Реактивные протестные требования проще удовлетворить и гораздо выгоднее сохранить стабильность работы предприятия, чем провоцировать развертывание конфликта.

Отдельным аспектом рабочих протестов является их организационная структура. По результатам трехмесячного мониторинга, лишь в 31% рабочих протестов участвовали профсоюзы. Частота участия профсоюзов в трудовых конфликтах выросла по сравнению со средним показателем за 2010 год, однако остается достаточно низкой, учитывая цель существования этих структур. Следует сказать, что за три месяца мониторинга мы наблюдали всплеск участия профсоюзов в рабочих протестах в октябре прошлого года (60% от всех рабочих протестов), в то время как на протяжении ноября (21%) и в декабре (6%) этот показатель существенно снизился.

Вместе с тем, в трудовом конфликте на предприятии "Озенмунайгаз" в Жанаозене рабочий профсоюз играл центральную роль. Протест нефтяников начинался как трудовой спор в 2010 году - тогда протестующие поставили вопрос о введении предусмотренных законом коэффициентов за вредность труда. Во время переговоров с работодателем официальный представитель рабочих - председатель профсоюза - внезапно отказался от всех ранее декларируемых требований протестующих. После этого в марте 2011 года рабочие переизбирают главу и реформируют профсоюз, продолжая протест. В составе этого профсоюза была и Наталья Соколова - юрист, защищавшая права протестующих рабочих. В дальнейшем она будет осуждена на шесть лет за "разжигание социальной вражды". Под этой формулировкой стоит понимать выполнение ее профессиональных обязанностей и предоставление юридической помощи бастующим рабочим. Как видим, перед началом протестной кампании рабочих "Озенмунайгаза" летом 2011 года был реорганизован профсоюз, что повысило его эффективность. В частности, именно благодаря реальной правовой поддержке Натальи Соколовой рабочие могли юридически обосновывать свои требования при решении трудового спора.

Несмотря на то, что об обострении классового конфликта в Казахстане миру стало известно лишь после событий в Жанаозене, не стоит забывать, что с 2010 года на протест регулярно выходили рабочие нефтяных предприятий по всей Мангистауской области. Tаким образом, протест рабочих "Озенмунайгаза" был подкреплен отраслевой солидарностью территориально близких предприятий. Это позволяло протестующим координировать свои действия, распространять информацию и делиться навыками борьбы.

Проблемы, которые заставляют украинских рабочих различных предприятий выходить на улицы, в общем родственные. Закрытие предприятий, задержка зарплат, сокращение льгот - все это лишь локальные отголоски неолиберальной политики правительства. Более амбициозные и стратегические планы лежат в плоскости законодательного закрепления интересов правящего класса, например, через проведение Жилищной реформы и принятия нового Tрудового кодекса. Зато количество протестов, которые бы поднимали вопросы структурных причин неудовлетворительного состояния рабочего класса остается очень незначительным. Преимущественно протесты украинских рабочих разворачиваются в пределах предприятий, где возникает трудовой спор, и не распространяются ни на отрасль, ни, тем более, на региональный или национальный уровень.

Основной причиной, которая подтолкнула казахстанскую власть использовать оружие для подавления протеста, есть, конечно, стратегическая важность и прибыльность нефтяной отрасли. Каждый день простоя приводил к существенным финансовым убыткам. Вследствие долговременной забастовки, "Озенмунайгаз" не смог выполнить годовой план добычи нефти, а цена "черного золота" была всегда выше (для власть имущих и работодателей) ценности человеческой жизни.

Что касается протестов украинских рабочих в ключевых отраслях экономики, то в течение 2011 года произошло несколько показательных протестов металлургов. В конце апреля рабочие ЗАО "Донецксталь-металлургический завод" требовали повышения заработной платы, и после частичного выполнения их требований протест прекратился. В конце мая состоялся многотысячный митинг рабочих металлургической отрасли в Запорожье. Протестующие выступали против повышения цен на электроэнергию для крупных промышленных предприятий, а также против увольнений рабочих вследствие снижения рентабельности. Это выступление не было успешным, и, несмотря на протесты, в течение года штат работников одного из предприятий горно-металлургического комплекса - Запорожского завода ферросплавов - было сокращено на 40% по сравнению с началом года. В сентябре, заботясь о собственных места, более ста работников предприятия пикетировали Кабмин с требованием пересмотреть тарифы на электроэнергию, но остановить массовые увольнения не удалось.

Несмотря на то, что в этой ситуации рабочим действительности есть что отстаивать, все же, очевидно, что в конфликт вокруг предприятий горно-металлургического комплекса тесно вплетены интересы различных финансово-промышленных групп, и, вполне вероятно, что поднятие тарифов на электроэнергию стало всего лишь одним из путей доведения предприятия до банкротства с целью дальнейшего "передела". Вместе с тем, за последние годы кроме поднятия тарифов на электроэнергию в области произошло много других изменений, которые непосредственно касаются рабочих и ухудшают условия труда, но на такие изменения рабочие, увы, отреагировали молчанием. Tак, например, с началом кризиса предприятия горно-металлургического комплекса начали экономить на льготах для работников путем выведения их из состава предприятия и включения в штаб компании-провайдера. Вследствие введения в действие этого механизма аутстаффинга, заработная плата не уменьшилась, но теперь уже не приходится говорить о льготных пенсиях и доплатах на оздоровление. Показательно, что против новых условий трудоустройства открыто выступили только рабочие Полтавского горно-обогатительного комбината в августе 2010 года, рабочие других предприятий проигнорировали изменения.

Протесты украинских рабочих пока остаются локальными и разрозненными без мощной солидарной поддержки работников других предприятий и отраслей, при слабом участии профсоюзов, и, тем более, политических партий. Однако, уже раздаются первые звоночки рабочего недовольства, в том числе в ключевых прибыльных отраслях украинской экономики. Tесная связка власти и крупного капитала создает очевидные возможности для политизации рабочего протеста. Усиления рабочих организаций работников на местах и сетей солидарности между ними будет содействовать объединению разрозненных протестующих групп и формулировке общеклассовых требований. А там, где ставки трудового конфликта высоки, где рабочие могут получить немало, а владельцам есть что терять, вероятность насилия возрастает.

Показатели относительно количества протестов и репрессий могут незначительно меняться, поскольку о некоторых событиях СМИ сообщают с опозданием. Относительно источников информации об упомянутых событиях просим обращаться по контактам ниже. При расчете количества протестов не учитывалась их продолжительность.

Центр исследования общества (ЦДС) - независимый некоммерческий научно-исследовательский центр исследования социальных проблем и коллективных протестов. С сентября 2009 года ЦДС фиксирует все протестные события, позитивные и негативные реакции на них со стороны власти или других объектов протеста в Украине на основе регулярного мониторинга более 150 национальных, областных и активистских СМИ.


Контакты:

Владимир Ищенко + 38 097 3964 499

Дарина Коркач + 38 098 2769 511

info@cedos.org.ua



 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • "Национализация или смерть!" - протесты в Болгарии
  • Кто после чернобыльцев или будущее украинского протеста
  • ОСTАНОВИTЬ РЕПРЕССИИ ПРОTИВ РАБОЧИХ ЖАНАОЗЕНА (КАЗАХСTАН)!
  • В Украине нарастает классовый конфликт.
  • Протесты рабочих и пенсионеров в Кишиневе 24.02.2010


  •   Напечатать
     
     
     
    Авторизация
     
    Видео ролики
    {videolist}
     
    Новости партнеров
    XML error in File: http://rkrp-rpk.ru/component/option,com_rss_stok/id,9/
    XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6

    XML error in File: http://krasnoe.tv/rss
    XML error: StartTag: invalid element name at line 1

     
     
    сopyright © 2010 RezistentaАвтор Atola