RUS  MDA
WebMoney : Z292695501926
 
«     2017    »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
 
 
 
2017 (2)
2017 (22)
2016 (3)
2016 (1)
2016 (16)
2016 (14)
 
\'Красное
 
» » Наследие Санкары

: Наследие Санкары
: admin 7-11-2012, 15:46

Р?сточник

Предисловие переводчика: «Африканского Че Гевару» сейчас вспоминают достаточно часто – СЃ тех РїРѕСЂ, как разразился экономический РєСЂРёР·РёСЃ, его личность вызывает повышенный интерес. Причем, РЅРµ только РІ странах Африки. Р?РјСЏ Санкары может упоминаться РІ контексте дебатов Рѕ возможном крахе еврозоны Рё дефолте Греции; Рѕ роскоши правящей элиты или Рѕ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ коррупцией; Рѕ методах Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ эпидемиями или Рѕ методах ликвидации неграмотности; РѕР± озеленении засушливых районов или Рѕ феминизме.

«Говоря об освобождении женщин, Санкара не обходился лишь заявлениями. Он тщательно разъяснял природу классовых отношений и говорил о том, как в Африке маскулинизм сотрудничает с капиталом в процессе эксплуатации и унижения достоинства женщины. Его анализ гендерных и сексуальных отношений до сих пор является прогрессивным».



«В шуме греческих протестов против мер экономии мы слышим эхо голоса Санкары – «африканского Че Гевары» – героя, осмелившегося бросить вызов кредиторам» – пишет греческий публицист Леонидас Ойкономакис.

А для многих африканцев личность Санкары и его эксперимент по радикальному переустройству страны это, прежде всего, реально существовавший пример того, насколько серьезных экономических успехов может добиться нищая страна без особо ценных полезных ископаемых, без выхода к морю, с почти полностью неграмотным населением, фактически без промышленности и дорожной инфраструктуры, засыпаемая песками наступающей Сахары. «Харизматический марксист-революционер был настоящей занозой для бывших колониальных держав - пишет Майкл Мунгаи в Huffingtonpost.

Поэтому 25 лет назад он и был убит вместе с двенадцатью своими товарищами, могилы которых стали ныне местом паломничества жителей стран западной Африки. А многие жители европейских стран сегодня ищут в идеях и деятельности Санкары пути выхода из долгового кризиса.

Санкара и европейский долговой кризис

25 лет назад 15 октября 1987-го был убит Томас Санкара, президент республики Буркина Фасо. Так была прервана и потоплена в крови еще одна революция. Убив Томаса Санкару, Блез Компаоре, человек, которому тот когда-то доверял, все последующие годы планомерно превращал страну обратно в феодальную вотчину МВФ, каких так много в Африке. Но целых четыре года эта небольшая страна – Буркина Фасо – прославилась на весь мир, став поразительным примером для других африканских стран. Ведь на ее примере можно понять, чего может за короткий срок достигнуть одна из самых нищих стран мира.

Санкара был младшим офицером РІ армии Верхней Вольты, бывшей французской колонии. РќР° тот момент его страна была основным поставщиком дешевого труда РІ соседнюю республику РљРѕС‚-Рґ-Р?вуар, РІСЃСЏ прибыль РѕС‚ которого оседала РІ карманах небольшой кучки местных правителей Рё РёС… французских патронов.

Санкара учился на Мадагаскаре, где на его взгляды существенно повлияла волна массовых протестов и забастовок, охвативших тогда эту французскую колонию. Впоследствии, в 1981-м году, его ввели в состав военного правительства получившей независимость Верхней Вольты – но его преданность принципам освобождения и желание служить простому народу своей страны и всего мира, вскоре привели к его аресту. В августе 1983-го года, в результате успешного военного переворота, осуществленного его другом Блезом Компаоре, Томас Санкара стал президентом страны в возрасте 33-х лет.

Сам же Санкара считал свою деятельность на посту президента лишь частью общего процесса освобождения народа. Он немедленно призвал сограждан к мобилизации и стал создавать комитеты по защите революции. Народные комитеты являлись краеугольным камнем политики народного участия в управлении страной. Однако по этой же причине там были распущены все политические партии, которые, по мнению Санкары, являлись лишь представителями сил старого режима.

Р’ 1984-Рј РіРѕРґСѓ Санкара переименовал страну РІ Буркина Фасо, что означало «страна честных». Санкаре удалось победить коррупцию РІ правительстве. РћРЅ существенно сократил зарплаты министерских служащих, Р° сам вел весьма простой Рё непритязательный образ жизни. Журналист Пола РђРєСѓРіРёР·РёР±РІРµ, побывавшая РІ Буркина Фасо, рассказывала, что Санкара «сначала ездил РЅР° работу РЅР° велосипеде, РїРѕРєР° РїРѕ настойчивым просьбам Кабмина РЅРµ сменил его РЅР° Рено 5 – самую дешевую машину, которую тогда можно было найти РІ стране. РћРЅ жил РІ маленьком кирпичном РґРѕРјРёРєРµ Рё РЅРѕСЃРёР» только хлопчатобумажную одежду местного производства». Р?спользование одежды местного производства Рё потребление местных продуктов питания – РІ этом, собственно, заключалась суть экономической стратегии Санкары, посредством которой РѕРЅ хотел вырвать страну РёР· СЂСѓРє Запада Рё освободить РѕС‚ экономического господства РґСЂСѓРіРёС… стран.

«Что такое империализм? – говорил он, – взгляните в свои тарелки – что вы едите? В тарелках у вас импортный рис, импортная мука, импортное просо – это и есть империализм».

Его ответом РЅР° вызов империализма стало стимулирования производства собственных продуктов питания. «Давайте потреблять только то, производство чего РјС‹ РІ состоянии контролировать». Р? результаты его политики были просто ошеломляющими. Бывший докладчик РћРћРќ Жан Циглер РіРѕРІРѕСЂРёР» РІ те РґРЅРё, что массовое перераспределение земли РІ комбинации СЃ проектами РїРѕ удобрению Рё орошению земли вызвали настоящий сельскохозяйственный производительный Р±СѓРј: «проблема голода РІ этой стране осталась РІ прошлом».

Аналогичных успехов Санкаре удалось добиться также в области иммунизации миллионов детей страны и в сфере образования – и это в стране, где 90% населения ранее были неграмотны. За четыре года в стране была создана дорожная инфраструктура, связывающая между собой все районы. Все ресурсы страны были национализированы, а местная промышленность получала дотации от государства. На границе Сахары были высажены миллионы деревьев, чтобы остановить продвижение песков. Все эти проекты предполагали массовую мобилизацию народа, который впервые стал строить свою страну собственными руками, что Санкара считал наиболее важным достижением.

Немногие революционеры делали столь сильный акцент РЅР° проблеме эмансипации женщин, как Томас Санкара. РћРЅ считал эмансипацию женщин важнейшим условием освобождения РѕС‚ сковывавшей страну феодальной системы. Санкара СЃРЅСЏР» РІСЃРµ ограничения РЅР° профессии для женщин – РѕРЅРё впервые стали служить РІ армии Рё работать РІ правительстве. Таким образом, РјРЅРѕРіРёРµ женщины избавились РѕС‚ общественного давления, требовавшего РѕС‚ РЅРёС… выйти замуж. Р? РІ то же время политика Санкары предполагала центральное положение женщин РІ процессе РЅРёР·РѕРІРѕР№ революционной мобилизации.

«Мы не говорим об эмансипации женщин, как о неком акте благотворительности. Мы делаем это отнюдь не из сострадания. Эмансипация женщин просто необходима для торжества революции». При этом Санкара считал борьбу женщин Буркина Фасо лишь частью «всемирной борьбы женщин».

Санкара был РЅРµ просто дальновидным национальным лидером – сейчас для нас, вероятно, представляет особый интерес то, как использовал трибуну международных конференций для того, чтобы поднять лидеров РґСЂСѓРіРёС… стран против укоренившейся структурной несправедливости, СЃ которыми сталкиваются страны типа Буркина Фасо. Р? РІ середине 1980-С… это означало открыть говорить Рѕ проблеме долгов.

Санкара использовал конференцию Организации Африканского Единства РІ 1987-Рј РіРѕРґСѓ, чтобы убедить СЂСЏРґ африканских президентов аннулировать долги. РћРЅ, РІ частности, РіРѕРІРѕСЂРёР» делегатам: «Долги – это хитроумный СЃРїРѕСЃРѕР± РЅРѕРІРѕРіРѕ завоевания Африки – таким образом, каждого РёР· нас сделают долговым рабом». Встречаясь СЃ африканскими лидерами Рё наблюдая, как РѕРЅРё РїРѕ очереди – РѕРґРёРЅ Р·Р° РѕРґРЅРёРј обращались Рє западным правительствам СЃ просьбами Рѕ небольшой реструктуризации долга. Р? Санкара предложил РёРј объединить усилия, выступить вместе Рё освободить РѕС‚ гнета РІСЃСЋ Африку. «Если Буркина Фасо РѕРґРЅР° откажется выплачивать долги – то меня уже РЅРµ будет РЅР° следующей конференции» – РіРѕРІРѕСЂРёР» РѕРЅ. Рљ сожалению, РІСЃРµ так Рё произошло – РЅР° следующей конференции его уже РЅРµ было.

Конечно, РЅРµ РІСЃРµ действия Рё проекты Санкары можно назвать одинаково успешными Рё правильными. Р’ частности, сложно назвать правильным его ответ РЅР° забастовку учителей, РєРѕРіРґР° Санкара уволил тысячи учителей Рё заменил РёС… тысячами обычных граждан, которые зачастую абсолютно РЅРµ могли преподавать. Система революционных СЃСѓРґРѕРІ, введенная Санкарой, оказалась РЅРµ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ РѕС‚ личных пристрастий Рё РѕР±РёРґ. Рљ тому же РєСЂРѕРјРµ политических партий, Санкара распустил Рё профсоюзы. Некоторые перегибы, как Рё сам головокружительный темп социальных трансформаций, предоставили почву для наступления его врагов. Р? РІСЃРєРѕСЂРµ Санкара был СѓР±РёС‚ РІ С…РѕРґРµ переворота, организованного РІСЃРµ тем же его РґСЂСѓРіРѕРј Блезом Компаоре, которому оказали поддержку Рё помощь РёР·РІРЅРµ – РІ частности французская марионетка РІ РљРѕС‚-Рґ-Р?вуар, президент Феликс Уфуэ-Буаньи. Революционные преобразования Санкары были тут же свернуты, Рё Буркина Фасо РІРЅРѕРІСЊ стала типичной африканской страной, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° которой ассоциируется лишь СЃ нищетой Рё беспомощностью.

Не все за пределами Африки знают сегодня Томаса Санкару. Сам его характер и идеи очень контрастируют с той Африкой, которую страны Запада создавали на протяжении последних 30 лет. Однако в мире и сейчас сложно найти менее коррумпированного и более самостоятельного лидера, чем Томас Санкара. Этот лидер никак не укладывается в типичный образ «страдания», рисуемый различными благотворительными организациями. Санкара отлично знал, чего на самом деле стоит помощь Запада, как знал и о том, какую роль играют долги в осуществлении контроля над Африкой.

«Причины этой болезни – политические. Стало быть, Рё лечение должно быть политическим. Конечно, РјС‹ хотели Р±С‹ получить помощь, которая помогла Р±С‹ нам избавиться РѕС‚ самой, собственно, необходимости РІ помощи. РќРѕ РІ целом политика помощи РёР·РІРЅРµ всегда заканчивается дезорганизацией страны Рё ее подчинением. РЈ страны затем отбирают само право определять СЃРІРѕСЋ политику, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ Рё культуру. Р? РјС‹ решили рискнуть Рё пойти РїРѕ совершенно РёРЅРѕРјСѓ пути, чтобы достичь самостоятельно большего благосостояния».

Не может не поражать, как в результате политики Санкары за столь короткий срок удалось настолько улучшить уровень жизни народа Буркина Фасо. Хотя сам Санкара вряд ли бы удивился, узнав, что результаты его политики вот уже 25 лет систематически уничтожают западные правительства и неправительственные организации – как раз под предлогом улучшения жизни.

Сегодня, РІРѕ времена экономического РєСЂРёР·РёСЃР°, Европе следует прислушаться Рє словам Томаса Санкары. Хотя РёС… фактически Рё без того постоянно повторяют РЅР° улицах Р?спании, Греции, Португалии Рё Р?рландии даже те, кто РЅРµ слышал Рѕ Томасе Санкаре:

«Те, кто завел нас РІ долговую СЏРјСѓ – РѕРЅРё просто играли – как РІ казино…. Потом РѕРЅРё РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ каком-то РєСЂРёР·РёСЃРµ. Нет. РћРЅРё играли Рё просто проигрались РІ РїСѓС… Рё прах... РњС‹ просто РЅРµ можем выплатить долги, потому что нам нечем платить. Р? РјС‹ РЅРµ можем платить эти долги, потому что это РЅРµ наши обязательства».

Томас Санкара верил РІ людей, Рё РЅРµ только РІ народ Буркина Фасо или Африки, Р° всего РјРёСЂР°. РћРЅ верил РІ то, что настоящие перемены возможны РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ лишь творческого, нонконформистского РїРѕРґС…РѕРґР° – или, РіРѕРІРѕСЂСЏ его словами, РѕРЅРё должны «содержать определенную долю безумства». РћРЅ считал, что радикальные перемены возможны лишь тогда, РєРѕРіРґР° люди верят РІ СЃРІРѕРµ дело Рё занимают активную позицию. РћРЅ считал, что решить экономические проблемы СЃ помощью благотворительности нельзя. Единственное решение лежит РІ плоскости политики. Р? поэтому идеи Томаса Санкары РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ были настолько актуальны, как сейчас, РєРѕРіРґР° Европа Рё весь РјРёСЂ настойчиво требует справедливости.

Ник Дерден

RedPepper

Перевод Дмитрия Колесника

Поколение Санкара: послание получено!

Убитый СЂРѕРІРЅРѕ двадцать пять лет тому назад, капитан Томас Санкара любил повторять фразу: «Можно убить человека, РЅРѕ нельзя убить идею». Р? молодые буркинийцы четко уловили смысл этого послания.

15 октября 1987 – 15 октября 2012: СЃ того РґРЅСЏ как президент Буркина-Фасо Томас Санкара был СѓР±РёС‚, прошло двадцать пять лет. Двадцать пять лет – это еще Рё средний возраст поколения буркинийцев, РЅРµ знающего РёРЅРѕР№ власти РєСЂРѕРјРµ режима Блеза Компаоре, который пришел Рє власти, перешагнув через труп своего товарища РїРѕ революции. Р?, несмотря РЅР° то, что Сѓ этой молодежи были РІСЃРµ предпосылки для того чтоб забыть Рѕ Санкаре, РѕРЅР° РїРѕРјРЅРёС‚ Рѕ нем. Молодые буркинийцы хранят память Рѕ капитане Томасе Санкаре, как если Р±С‹ застали его СЌРїРѕС…Сѓ.

«Молодежь тянет к личностям, они делают из них своих героев. Чем дольше Компаоре будет оставаться у власти, тем эта легенда будет становиться все популярней, ведь люди хорошо чувствуют взаимосвязь между всеми этими явлениями» – рассуждает рэппер Серж Мартен Бамбара, известный как «Смоки», многие из текстов которого посвящены «Тому Санку». С самого начала подъема новой волны общественного активизма в Буркина Фасо он возглавляет ряд гражданских инициатив получивших распространение по всей территории страны. В Уагадугу им организованы так называемые «чайные дебаты» с молодежью. Время от времени Санкара становится главной их темой обсуждения.

«Во время дискуссии с ребятами, а нужно отметить, что эта тема появляется все чаще и чаще, все табу снимаются – говорит музыкант, – Они жаждут узнать об этом человеке как можно больше. Масса молодежи ссылается на него и отождествляет себя с ним в своих речах». Однако эти ребята в большинстве своем едва еще успели родиться в те горячие деньки Национального Революционного Совета (НРС). О Санкара они слышали лишь от своих родителей и других людей старшего возраста, живых свидетелей революции, походившей на романтическое приключение.

Позитивные итоги

Сам РЎРјРѕРєРё, рожденный РІ 1971 РіРѕРґСѓ, еще застал период существования РќР РЎ. Р? РїРѕ его словам, для него РЅРµ было времени счастливей – хотя его отец Рё был осужден Народным Революционным Трибуналом. Р’ течение РіРѕРґР° СЃ небольшим РЎРјРѕРєРё должен был носить ему РІ тюрьму еду. РќРѕ СЃРѕ временем, сопоставляя РІСЃРµ достижения Рё неудачи лидера революции, РѕРЅ пришел Рє выводу, что итог его деятельности остается позитивным Рё потому продолжает быть его горячим поклонником.

На протяжении 1983–1987 годов буркинийцы практически не знали отдыха. Революция требовала от них грандиозных усилий и жертв. Порой казалось, что Санкара неизбежно закончит поворотом к более жесткой форме правления. Те, кто так думал, считали, что у него не оставалось выбора в условиях, и учитывая опасности, нависшими над его режимом.

В это трудно поверить тем, для кого Санкара является подлинным воплощением демократа. Незадолго до своей смерти, констатируя разрыв между своим революционным рвением и усталостью масс, он провозглашал: «Я предпочитаю сделать шаг вместе с народом, чем сто шагов без народа». Настолько в стиле громких фраз очаровывающих молодое поколение.

Вместо того чтобы клеймить старый военный режим, они культивируют «своего рода ностальгию по революционному действию» признает буркинийкий рэгги-музыкант Самск Ле Джа (настоящее имя – Сама Карим). Три года назад певец учредил фестиваль «Возрождение Томаса Санкара». Он проходит ежегодно 21 декабря, в день его рождения. «Физически его больше нет, но его дух останется с нами и будет нас вдохновлять» - говорит Самск Ле Джа.

В социальных сетях

В Национальном центре печати Норберта Зонго, предоставляющем свой зал для различных встреч и приемов, соратники бывшего президента Буркина-Фасо собираются на встречу посвященную былым временам – временам Томаса Санкары. Каждая такая встреча собирает переполненный зал. Молодежь приходит сюда и уходит с чувством потрясения от услышанного. Участником последней такой встречи был не кто иной, как Букари Каборе по прозвищу «Лев», преданный сторонник Санкары, возглавивший отчаянное сопротивление у Кудугу (в 50 километрах от столицы Уагадугу) в ответ на известие об убийстве своего командира, после чего вынужден был бежать в Гану. По окончанию его выступления многие молодые ребята покинули зал в слезах» – рассказывает Самск Ле Джа.

Вместе со Смоки он также принимает участие в проходящем в Уагадугу ежегодном кинофестивале «Кино о свободном праве», посвященном темам защиты прав человека и свободе слова. Рэгги-музыкант уверяет, что даже когда фильм о капитане ставят в программу в ночное время, молодежь терпеливо ждет сеанса, словно они пришли сюда исключительно ради него.

Другое место распространения информации Рѕ жизни Рё деятельности революционера это файлобменники Рё социальные сети, позволяющие узнать Рѕ его личности. Р?нтернет-сайт www.thomassankara.net содержит весь набор документов связанных СЃ жизнью Санкара. До СЃРёС… РїРѕСЂ речи Санкара известны Рё пользуются здесь популярностью: например, речь Рѕ долговых обязательствах, произнесенная РІ РђРґРґРёСЃ-Абебе, или речь СЃ трибуны РћРћРќ, вдохновляют РЅР° творчество целый СЂСЏРґ артистов.

«Когда читаешь все что им написано, когда слушаешь все, что им сказано, то нельзя не преисполниться чувством уважения к этому человеку. Как минимум 80% молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет хранят Санкара в своем сердце» – говорит Арман Баяла, тридцатилетний актер и монтажер, принявший участие в съемках документального фильма «Санкара в моих стихах» (Бауи Зиба, 2009 год).

«Санкаромания» без границ

В съемках этого короткометражного фильма приняли участие музыканты, в творчестве которых отразилось влияние Томаса Санкары. Среди них сенегальская звезда хип-хопа Дидье Авади. Он даже решил назвать свою студию в Дакаре именем буркинийского президента. Таким образом, «санкаромания» выходит далеко за пределы Буркина-Фасо.

«Это феномен, который шире наших границ – отмечает рэпер Смоки, – Конго, Сенегал, Мали... Молодежь находится сейчас в поисках героев, которые должны прийти на смену Санкаре, и точка в этой истории еще не поставлена. Было поколение Шейха Анты Диопа, затем поколение Нкрумы и Лумумбы, а сегодня новое поколение носит имя Тома Санкара».

Абу Диалло

Jeuneafrique

Перевод Александра Панова


 
, . .

:

  • 95 лет Октябрю - газета "Рабочие Р?звестия" в„–30
  • РќРё РѕРґРёРЅ протест РЅРµ способен победить, РЅРµ имея чёткой идеологии
  • Томас Санкара - «африканский Че Гевара»
  • Михаил Хазин / РЎРЅРѕРІР° Греция
  • Мировая революция. IV


  •  
     
     
     
     
    {videolist}
     
    .
    "" 24 17 (...

    " ...
    -16

    , 9, 2017
    2017 .

    1905-1907 ...
    ...

    5 (96)


    . . , 65
    10: 30-... 5: . - ...

    (12.09.2017)
    . 12 2017 . " ".

    .
    : 20 . 2017 . ? . ? . ? - II ( ). ? ...

    . 2. . , 64
    10: 30-... 4: . 2. . , ...

    . 1. . , 63
    10: 30-... 3: . 1. . , ...

     
     
    opyright © 2010 Rezistenta Atola