RUS  MDA
WebMoney : Z292695501926
 
«     2020    »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
 
 
 
2019 (1)
2017 (2)
2017 (2)
2017 (22)
2016 (3)
2016 (1)
 
\'Красное
 
» » Ролан Барт / Буржуазия как анонимное общество

: Ролан Барт / Буржуазия как анонимное общество
: admin 14-08-2012, 10:46


Ролан Барт / Буржуазия как анонимное общество

(Глава из книги "Мифологии")


В мифе есть два момента, делающих его предметом истории, — форма, которая мотивирована лишь относительно, и понятие, которое исторично по своей природе. Таким образом, мифы можно исследовать диахронически — либо рассматривать их ретроспективно (то есть создавать историческую мифологию), либо прослеживать те или иные мифы прошлого вплоть до их современной формы (то есть писать проспективную историю). В данной же работе я ограничиваюсь только синхроническим изучением современных мифов, и на то есть объективная причина: наше общество является привилегированной областью мифических значений. Необходимо пояснить, в чем тут дело.

РџСЂРё всех превратностях своего политического развития, РїСЂРё всех его компромиссах, уступках Рё авантюрах, РїСЂРё всех технических, экономических Рё даже социальных переменах, которые несет нам история, наше общество РІСЃРµ еще остается обществом буржуазным. РЇ РЅРµ РёРіРЅРѕСЂРёСЂСѓСЋ того факта, что СЃ 1789 РіРѕРґР° Сѓ власти РІРѕ Франции РѕРґРёРЅ Р·Р° РґСЂСѓРіРёРј сменялись разные типы буржуазии; Рё РІСЃРµ же РІ глубине своей строй оставался неизменным — СЃ определенным режимом собственности, РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, идеологией. Однако РІ самоназвании этого режима наблюдается любопытное явление. Буржуазия без РІСЃСЏРєРёС… осложнений именуется как факт экономический; существование капитализма открыто признается[1]. Как политический факт буржуазия опознается уже плохо — РІ Палате депутатов нет "буржуазных" партий. Р? СѓР¶ полностью РѕРЅР° исчезает как факт идеологический: РїСЂРё переходе РѕС‚ реальности Рє представлению, РѕС‚ человека экономического Рє человеку психическому РёРјСЏ буржуазии начисто стирается. РћРЅР° уступает фактам, РЅРѕ непримирима РІ РІРѕРїСЂРѕСЃРµ Рѕ ценностях; РѕРЅР° подвергает СЃРІРѕР№ статус настоящему разыменованию, Рё ее можно охарактеризовать как социальный класс, РЅРµ желающий быть названным. Понятия "буржуа", "мелкий буржуа", "капитализм"[2], "пролетариат"[3] как Р±С‹ постоянно обескровливаются, истекают смыслом, РґРѕ тех РїРѕСЂ РїРѕРєР° РёС… Рё называть станет РЅРё Рє чему.

Такой феномен разыменования чрезвычайно важен, Рё его следует рассмотреть подробнее. Р’ политике слово "буржуа" обескровливается РїСЂРё помощи понятия нации. Р’ СЃРІРѕРµ время то было прогрессивное понятие, служившее для изоляции аристократии25; ныне же РІ нации растворяется буржуазия Рё РІ то же время исключает РёР· нее некоторые элементы, объявляемые чужеродными (коммунистов). Такой управляемый синкретизм дает буржуазии численную поддержку СЃРѕ стороны всех ее временных СЃРѕСЋР·РЅРёРєРѕРІ, всех промежуточно-"бесформенных" классов. Несмотря РЅР° его долгую историю, слово нация РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ удалось вполне деполитизировать; его политическая подкладка РіРґРµ-то совсем близко Рё РІ тех или иных обстоятельствах может внезапно проявиться: так, РІ Палате депутатов представлены "национальные" партии, Рё РІ этом РёС… синкретическом наименовании как раз Рё сказывается сущностная разнородность, которую предполагалось скрыть. Р?так, РІ политическом словаре буржуазии уже постулируется некий универсализм: политика здесь уже выступает как некое представление, фрагмент идеологии.

Несмотря на все универсалистские усилия своей лексики, буржуазия в политике рано или поздно все же натыкается на неподатливое ядро, каковым является, по определению, революционная партия. Но внутренняя полнота такой партии — только политическая; в буржуазном обществе не бывает ни пролетарской культуры, ни пролетарской морали, как не бывает и пролетарского искусства; в идеологии все небуржуазные группы вынуждены заимствовать у буржуазии. В результате буржуазная идеология может заполонять все и вся, безбоязненно теряя при этом свое имя: ее имени здесь никто не назовет, и ничто не мешает ей подменять буржуазный театр, буржуазное искусство, буржуазного человека их вечными аналогами; одним словом, ничто не препятствует ее разыменованию, коль скоро человеческая природа всегда одна и та же; имя буржуа здесь полностью устраняется.

Разумеется, случаются и восстания против буржуазной идеологии. Это обычно называют авангардом. Но такого рода бунт остается социально ограниченным и поддается приручению. Во-первых, возникает он в тех или иных слоях самой буржуазии, в узком кругу художников и интеллектуалов, для которых публикой служит сам же критикуемый ими класс и которые в своем самовыражении зависят от его денег. А во-вторых, в основе подобного бунта всегда лежит очень четкое разграничение этической и политической буржуазности: авангард критикует буржуа в искусстве, в морали — филистера-бакалейщика, как в достославные времена романтизма; никакой политической критики в нем нет[4]. Авангард нетерпим не к классовому статусу, а к языку буржуазии, статус же ее он пусть и не оправдывает, но выносит за скобки; при всей резкости своих провокативных жестов, авангард в конечном итоге всегда принимает как данность человека заброшенного, а не отчужденного; между тем заброшенный человек — это по-прежнему Вечный Человек[5].

Такая анонимность буржуазии еще более усиливается, РєРѕРіРґР° РѕС‚ собственно буржуазной культуры обращаешься Рє ее более широким, популярно-прикладным формам, Рє той "житейской философии", которой питаются бытовая мораль, гражданские церемонии, светские ритуалы — словом, РІСЃРµ неписаные РЅРѕСЂРјС‹ житейских отношений РІ буржуазном РјРёСЂРµ. Заблуждением было Р±С‹ отождествлять господствующую культуру СЃ РѕРґРЅРёРј лишь ее центральным творческим СЏРґСЂРѕРј: существует еще Рё СЃСѓРіСѓР±Рѕ потребительская буржуазная культура. Р’СЃСЏ современная Франция погружена РІ эту анонимную идеологию: наша пресса Рё РєРёРЅРѕ, наш театр Рё массовая литература, наши церемониалы, Юстиция Рё дипломатия, наши разговоры Рѕ РїРѕРіРѕРґРµ, уголовные процессы, сенсационные свадьбы, блюда, Рѕ которых РјС‹ мечтаем, одежда, которую РЅРѕСЃРёРј, — РІСЃРµ РІ нашем повседневном быту обусловлено тем представлением РѕР± отношениях человека Рё РјРёСЂР°, которое создает себе Рё нам буржуазия. Подобные "нормализованные" формы редко обращают РЅР° себя внимание — именно РІ силу своей широкой распространенности, РіРґРµ легко скрадывается РёС… происхождение; РЅРµ связанные РїСЂСЏРјРѕ РЅРё СЃ политикой, РЅРё СЃ идеологией, РѕРЅРё живут РіРґРµ-то посередине, РјРёСЂРЅРѕ уживаясь Рё СЃ активизмом политических борцов Рё СЃ критической въедливостью интеллектуалов; РЅРё те РЅРё РґСЂСѓРіРёРµ РёС…, РІ общем, РЅРµ трогают, хотя РёРјРё покрывается огромная масса неразличимого Рё незначительного — то есть РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ. Рђ ведь именно своей этикой буржуазия Рё пронизывает РІСЃСЋ Францию: буржуазные РЅРѕСЂРјС‹, практикуемые РІ общенациональном масштабе, переживаются как самоочевидные законы РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ РїРѕСЂСЏРґРєР° вещей; чем шире класс буржуазии распространяет СЃРІРѕРё представления, тем более РѕРЅРё натурализуются. Р?С… буржуазность поглощается нерасчленимой массой РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ бытия, единственным обитателем которого является Вечный Человек — РЅРё пролетарий, РЅРё буржуа.

Р?так, проникая своей идеологией промежуточные классы, буржуазия надежнее всего теряет СЃРІРѕРµ РёРјСЏ. Житейские РЅРѕСЂРјС‹ мелкой буржуазии суть отходы буржуазной культуры, это те же истины буржуазной идеологии, только опошленные, обедненные, коммерциализированные, РІ чем-то архаичные или старомодные. Р’РѕС‚ уже более столетия как историю Франции определяет политический СЃРѕСЋР· буржуазии Рё мелкой буржуазии; РѕРЅ расторгался лишь редко Рё РІСЃСЏРєРёР№ раз ненадолго (РІ 1848, 1871, 1936 годах). Современем этот СЃРѕСЋР· делается РІСЃРµ теснее, мало-помалу превращаясь РІ СЃРёРјР±РёРѕР·; время РѕС‚ времени общество еще может всколыхнуться, РЅРѕ РїСЂРё этом РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ затрагивается его расхожая идеология; "национальные" представления замазываются РІСЃРµ той же густой краской "естественности". Пышная буржуазная свадьба (восходящая Рє классовому РѕР±СЂСЏРґСѓ демонстрации Рё расточения богатств) может РЅРµ иметь никакого отношения Рє экономическим условиям жизни мелкой буржуазии, РЅРѕ через посредство печати, РєРёРЅРѕС…СЂРѕРЅРёРєРё, литературы РѕРЅР° мало-помалу становится РЅРѕСЂРјРѕР№ — если РЅРµ РІ реальном переживании, то РІ мечтах — для любой мелкобуржуазной пары. Буржуазной идеологией постоянно поглощена огромная масса людей, РЅРµ имеющих собственного глубинного статуса Рё способных переживать его лишь РІ воображаемом, то есть ценой фиксации Рё обеднения своего сознания[6]. Распространяя СЃРІРѕРё представления СЃ помощью набора коллективных образов РЅР° потребу мелкой буржуазии, буржуазия тем самым упрочивает иллюзорную недифференцированность социальных классов: для полной эффективности ее разыменования нужно, чтобы машинистка, получающая двадцать пять тысяч франков РІ месяц, узнавала себя РІ богатой буржуазной свадьбе.

Таким образом, устранение имени "буржуа" отнюдь РЅРµ является чем-то иллюзорным, случайным, второстепенным, само СЃРѕР±РѕР№ разумеющимся или незначительным — это Рё есть сама буржуазная идеология, то действие, посредством которого буржуазия превращает реальный РјРёСЂ РІ образ РјРёСЂР°, Р?сторию РІ РџСЂРёСЂРѕРґСѓ. Примечательной особенностью этого образа является его перевернутость[7]. Статус буржуазии специфичен Рё историчен — РІ представлениях же ее человек универсален Рё вечен; СЃРІРѕСЋ классовую власть буржуазия утвердила благодаря научно-техническому прогрессу, РІ бесконечном процессе преобразования РїСЂРёСЂРѕРґС‹ — РІ идеологии же РѕРЅР° представляет РїСЂРёСЂРѕРґСѓ первозданно нетронутой; первые философы буржуазии глубоко проникли РІ РјРёСЂ значений, рационально упорядочив РІСЃРµ вещи, РѕР±СЉСЏРІРёРІ РёС… предназначенными для человека, — буржуазная же идеология может быть сциентистской или интуитивистской, констатировать факты или улавливать ценности, РЅРѕ РІ любом случае РѕРЅР° отказывается РѕС‚ объяснения вещей;

мировой порядок для нее может быть самодовлеющим или невыразимым, но никогда не бывает знаковым. Наконец, вместо первоначального образа подвижного, совершенствуемого мира здесь перевернутый образ неизменного человечества, главная черта которого — вечно повторяющаяся самотождественность. Одним словом, в современном буржуазном обществе переход от реальности к идеологии оказывается переходом от "антифизиса" к "псевдофизису".

Примечания

[1] "Капитализм обречен обогащать рабочих", — пишет "Матч"

[2] Слово "капитализм" табуировано не в экономическом, а в идеологическом своем смысле; ему нет места в словаре буржуазных представлений. Только разве что в Египте при короле Фаруке" человека могли открыто осудить за "антикапиталистические происки".

[3] Буржуазия никогда не употребляет слово "пролетариат", считая его мифом, придуманным левыми; исключение составляет случаи, когда ей выгоден образ Пролетариата, обманутого Коммунистической партией.

[4] Примечательно, что противники буржуазии РІ этике (или эстетике), как правило, равнодушны, Р° то Рё сами привязаны Рє ее определяющим чертам РІ политике Р? обратно, политические противники буржуазии пренебрегают критикой ее глубинных представлений, РїРѕСЂРѕР№ даже сами РёС… разделяют Буржуазии РЅР° СЂСѓРєСѓ такая разобщенность ее противников, РѕРЅР° позволяет ей скрадывать СЃРІРѕРµ РёРјСЏ Между тем буржуазию следует понимать именно РІ единстве ее определяющих черт Рё ее представлений

[5] Заброшенность человека может принимать Рё "беспорядочные" формы (например, Сѓ Р?онеско) Этим нимало РЅРµ подрывается безопасность Сущностей.

[6] Провоцировать коллективное воображаемое — дело всегда негуманное: не только потому, что в грезах жизнь эссенциализируется и превращается в судьбу, но и потому, что грезы страдают скудостью и обличают собой некую нехватку.

[7] "Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то это явление... проистекает из исторического процесса их жизни..." — Маркс, "Немецкая идеология", I, с. 15727.


 
, . .

:

  • Рћ парламентском пути Рє социализму
  • ЧЕМ "КРАСНЫЕ" БУРЖУР? ЛУЧШЕ "ГОЛУБЫХ" БУРЖУЕВ?
  • IV. ОТНОШЕНР?Р• РљРћРњРњРЈРќР?РЎРўРћР’ Рљ Р РђР—Р›Р?ЧНЫМ РћРџРџРћР—Р?Р¦Р?ОННЫМ РџРђР РўР?РЇРњ
  • III. РЎРћР¦Р?РђР›Р?РЎРўР?ЧЕСКАЯ Р? РљРћРњРњРЈРќР?РЎРўР?ЧЕСКАЯ Р›Р?ТЕРАТУРА
  • II. ПРОЛЕТАРР?Р? Р? РљРћРњРњРЈРќР?РЎРўР«


  •  
     
     
     
     
    {videolist}
     
    XML error in File: http://rkrp-rpk.ru/component/option,com_rss_stok/id,9/
    XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6

    XML error in File: http://krasnoe.tv/rss
    XML error: StartTag: invalid element name at line 1

     
     
    opyright © 2010 Rezistenta Atola