RUS  MDA
WebMoney : Z292695501926
 
«     2020    »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
 
 
 
2019 (1)
2017 (2)
2017 (2)
2017 (22)
2016 (3)
2016 (1)
 
\'Красное
 
» » Славой Жижек / Никто РЅРµ должен быть отвратительным

: Славой Жижек / Никто не должен быть отвратительным
: admin 11-08-2010, 19:18

Славой Жижек

Никто не должен быть отвратительным


Начиная с 2001 г., Давос и Порту-Алегри были городами-побратимами глобализации: Давос, эксклюзивный швейцарский курорт, где собирается мировая элита менеджеров, государственных деятелей и представителей медиа на Мировой Экономический Форум под усиленной охраной полиции, пытаясь убедить нас (и себя) в том, что глобализация — это наилучшее средство; Порту-Алегри, субтропический бразильский город, где собирается контрэлита антиглобалистского движения, пытаясь убедить нас (и себя) в том, что капиталистическая глобализация не станет нашей неизбежной судьбой, что, как утверждает официальный лозунг, «другой мир возможен». Тем не менее, кажется, что съезды в Порту-Алегри как-то утратили свой импульс — за последние пару лет мы всё меньше и меньше слышим о них. Куда закатились яркие звёзды Порту-Алегри?

Некоторые из них, по меньшей мере, переехали в Давос. Тон давоских встреч преимущественно задаётся теперь группой предпринимателей, которые иронично кличут себя «либеральными коммунистами» и больше не признают противопоставления между Давосом и Порту-Алегри: их притязание заключается в том, что мы можем обладать глобальным капиталистическим пирогом (благоденствовать как предприниматели) и в то же время есть его (поддерживать антикапиталистические начинания в вопросах социальной ответственности, заботы об экологии и т.д.). Нет нужды в Порту-Алегри: взамен Давос может стать Порту-Давосом.

Р?так, кто же эти либеральные коммунисты? «Обычные подозреваемые»: Билл Гейтс Рё Джорж РЎРѕСЂРѕСЃ, генеральные директора Google, IBM, Intel, eBay, Р° также придворные философы, как Томас Фридман. Настоящими консерваторами, как РѕРЅРё утверждают, являются РЅРµ только старая правая, СЃ РёС… смехотворной верой РІ авторитет, РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё местнический патриотизм, РЅРѕ Рё старая левая, СЃ её РІРѕР№РЅРѕР№ против капитализма: РѕР±Рµ устраивают СЃРІРѕРё схватки РІ театре теней, РЅРµ обращая внимание РЅР° новые реалии. Означающее этой РЅРѕРІРѕР№ реальности РЅР° РЅРѕРІРѕСЏР·Рµ либеральных коммунистов — «расторопность» (smart). Быть расторопным означает быть динамичным Рё номадичным — быть против централизованной бюрократии; верить РІ диалог Рё кооперацию — типа против центральной власти; РІ гибкость – типа против однообразной работы; культуру Рё знание — типа против индустриального производства; РІ спонтанное взаимодействие Рё автопойезис — типа против застылой иерархии.

Билл Гейтс является иконой того, что он нарек «капитализмом, свободным от трения», постиндустриального общества и «конца труда». Софт побеждает «железо», а юный умник — старого менеджера в его черном костюмчике. В новых компаниях больше не властвует внешняя дисциплина; бывшие хакеры заполонили просторы, работают длинными часами, потягивают напитки в интерьере, засаженном зеленью. Здесь лежащее в основе представление такое: Гейтс — это субверсивный маргинальный хулиган, экс-хакер, который получил власть и вознесся как почтенный босс.

Либеральные коммунисты — это высшее руководство, возрождающее РґСѓС… соревнования или, РґСЂСѓРіРёРјРё словами, контркультурные помешанные компьютерщики, которые заняли руководящие посты РІ больших корпорациях. Р?С… РґРѕРіРјРѕР№ является новая, постмодернизированная версия невидимой СЂСѓРєРё Адама Смита: рынок Рё социальная ответственность РЅРµ противоположны РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ, Р° РјРѕРіСѓС‚ объединяться ради взаимной выгоды. Как выразился Фридман, никто РЅРµ должен быть отвратительным, чтобы заниматься бизнесом РІ наши РґРЅРё; сотрудничество СЃРѕ служащими, диалог СЃ клиентами, уважение Рє окружающей среде, прозрачность сделок — РІРѕС‚ ключи Рє успеху. Оливье Мальнюи недавно составил десять заповедей либерального коммуниста РІРѕ французском журнале Technikart:

Ты должен всему давать свободный ход (свободный доступ, никакого copyright);
просто бери плату за дополнительные услуги, что сделает тебя богатым.
Ты должен изменить мир, не только продавать.
Ты должен делиться, осознавать социальную ответственность.
Ты должен быть креативным: сфокусируйся на дизайне, новых технологиях и науках.
Ты должен говорить всем: не надо таить секреты, одобряйте и практикуйте культ прозрачности и свободного потока информации; всё человечество должно сотрудничать и взаимодействовать.
Ты не должен работать: не надо иметь фиксированную работу с 9 до 17.00; нужно вступать в умную (smart), динамичную, гибкую коммуникацию.
Ты должен вернуться в школу: занимайся постоянным образованием.
Ты должен действовать как фермент: работай не только для рынка, но инициируй новые формы социального сотрудничества.
Ты должен умереть бедным: верни своё богатство тем, кто в нём нуждается, если у тебя больше, чем ты когда-нибудь сможешь потратить.
Ты должен быть государством: компании должны быть в партнёрских отношениях с государством.


Либеральные коммунисты прагматичны; они ненавидят доктринёрский подход. Нет сегодня рабочего класса, должны решаться только конкретные проблемы: голод в Африке, положение мусульманских женщин, насилие религиозного фундаментализма. Когда случается гуманитарный кризис в Африке (либеральные коммунисты обожают гуманитарный кризис; он раскрывает лучшие их стороны), вместо того, чтобы применять антиимпериалистическую риторику, мы должны собраться вместе и разработать лучший способ решения проблемы, привлечь людей, правительства и бизнес в общее предприятие, начать менять вещи вместо того, чтобы полагаться на централизованную помощь государства, подойти к разрешению кризиса креативным и нешаблонным путём.

Либеральные коммунисты любят обращать внимание на то, что решение некоторых крупных международных корпораций игнорировать правила апартеида внутри их компаний было настолько же важным, как и прямая политическая борьба против апартеида в Южной Африке. Упраздняя сегрегацию внутри компании, выплачивая чёрным и белым одинаковую зарплату за одинаковую работу и т.п.: это был чудесный пример совпадения между борьбой за политическую свободу и бизнес-интересами, если те же компании теперь могут процветать в послеапартеидной Южной Африке.

Либеральные коммунисты любят Май 68-РіРѕ. Что Р·Р° взрыв молодецкой энергии Рё креативности! Как это ударило РїРѕ бюрократическому РїРѕСЂСЏРґРєСѓ! Какой толчок это дало экономической Рё социальной жизни после того, как политические иллюзии выветрились РѕРґРЅР° Р·Р° РґСЂСѓРіРѕР№! РўРµ, кто был достаточно стар, сами протестовали Рё боролись РЅР° улицах: теперь РѕРЅРё изменились, чтобы изменить РјРёСЂ, чтобы РїРѕ-настоящему революционизировать наши жизни. Разве Маркс РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёР», что РІСЃРµ политические потрясения были РЅРµ важны РїРѕ сравнению СЃ изобретением парового двигателя? Р? разве РЅРµ сказал Р±С‹ Маркс сегодня: что РІСЃРµ эти протесты против глобального капитализма РїРѕ сравнению СЃ интернетом?

Прежде всего, либеральные коммунисты есть настоящие граждане РјРёСЂР°, хорошие люди, которым РЅРµ РІСЃС‘ равно. РћРЅРё волнуются РёР·-Р·Р° популистского фундаментализма Рё безответственных жадных капиталистических корпораций. РћРЅРё РІРёРґСЏС‚ «более глубокие причины» сегодняшних проблем: массовая бедность Рё безнадёжность порождают фундаменталистский террор. Р?С… цель — РЅРµ заработать денег, Р° изменить РјРёСЂ (Рё, как побочный РїСЂРѕРґСѓРєС‚, сделать РЅР° этом побольше денег). Билл Гейтс — уже единственный величайший благодетель РІ истории человечества, выражающий СЃРІРѕСЋ любовь Рє ближним СЃРІРѕРёРј, давая сотни миллионов долларов РЅР° образование, Р±РѕСЂСЊР±Сѓ против голода Рё малярии Рё С‚.Рґ. Уловка РІ том, что перед тем, как РІС‹ сможете РІСЃС‘ это отдать, РІС‹ должны это взять (или, как выразились Р±С‹ либеральные коммунисты, создать). Чтобы помочь людям, — продолжается оправдание, — РІС‹ должны иметь средства для этого, Рё опыт — то есть признание мрачной неудачи централизованных государственнических Рё коллективистских РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ – учит нас, что частное предприятие — намного более эффективный путь. Регулируя бизнес, чрезмерно облагая его налогами, государство подрывает официальную цель своей деятельности (делать жизнь лучше для большинства, помогать нуждающимся).

Либеральные коммунисты РЅРµ хотят быть простыми машинами добывания прибыли: РѕРЅРё хотят, чтобы РёС… жизнь имела более глубокое значение. РћРЅРё против устарелой религии, РЅРѕ Р·Р° духовность, Р·Р° неконфессиональную медитацию (всем известно, что Р±СѓРґРґРёР·Рј предвещает науку РѕР± интеллекте, Рё верит, что сила медитации может измеряться научно). Р?С… девиз — социальная ответственность Рё благодарность: РѕРЅРё первые, кто признаёт, что общество невероятно РґРѕР±СЂРѕ Рє РЅРёРј, позволяя РёРј развить РёС… таланты Рё приумножить богатство, так что РѕРЅРё чувствуют обязанность вернуть что-то обществу Рё помочь людям. Такая благотворительность — это как раз то, что делает успех РІ бизнесе стоящим затраченного труда.

Это явление не совсем уж ново. Помните Эндрю Карнеги, который пользовался личной армией, чтобы подавить организованное рабочее движение на своих сталелитейных заводах, а потом раздавал большие части своего богатства на образование, культурные и гуманитарные проекты, тем самым доказывая, что хоть он стальной человек, но сердце у него золотое? Таким же макаром сегодняшние либеральные коммунисты раздают одной рукой то, что они заграбастали другой.

На полках в американских магазинах можно найти слабительное с шоколадным вкусом, которое рекламируется с таким парадоксальным предписанием: «У вас запор? Ешьте больше этот шоколад!» — т.е. ешьте больше того, что само по себе вызывает запор. Структуру шоколадного слабительного можно разглядеть по всему сегодняшнему идеологическому ландшафту; она-то и делает фигуру Сороса такой неприятной. Он выступает за безжалостную финансовую эксплуатацию, объединенную с её контрагентом — гуманитарной заботой о катастрофических социальных последствиях разнузданной рыночной экономики. Обыденная повседневность Сороса — это воплощенная ложь: часть его рабочего времени посвящена финансовым спекуляциям, другая часть — «гуманитарной» деятельности (финансированию культурных и демократических действий в посткоммунистических странах, написанию эссе и книг), которая работает против следствий его собственных спекуляций. Двуличие Билла Гейтса в точности такое же, как и двуличие Сороса: с одной стороны, жестокий бизнесмен, разрушающий или выкупающий долю у конкурентов, стремясь к фактической монополии; с другой, великий филантроп, сокрушающийся: «Зачем иметь компьютеры, если людям нечего есть?»

Согласно с этой либерально-коммунистической этикой, жестокая гонка за прибылью нейтрализуется благотворительностью: благотворительность — это часть игры, гуманитарная маска, скрывающая лежащую в основе их деятельности экономическую эксплуатацию. Развитые страны постоянно «помогают» странам отсталым (пособиями, кредитами и т.п.), таким образом избегая ключевой проблемы: своего соучастия и ответственности за бедственное положение третьего мира. Что касается противопоставления «расторопный» и «нерасторопный», outsourcing (заключение субдоговора на выполнение работ с внешними фирмами, особенно иностранными или теми, которые не имеют профсоюза, — прим. пер.) — это центральное понятие. Вы переносите (неизбежную) тёмную сторону производства — дисциплинированный, иерархизированный труд, экологическое загрязнение — на «нерасторопные» участки третьего мира (или не заметные глазу участки первого мира). Заветная мечта либерального коммуниста — отправить весь рабочий класс на невидимые никому потогонки третьего мира.

У нас не должно быть никаких иллюзий на этот счёт: либеральные коммунисты являются врагами всякой истинно прогрессивной борьбы сегодня. Все другие враги — религиозные фундаменталисты, террористы, коррумпированные и непригодные госчиновники — зависят от случайных местных обстоятельств. Как раз потому, что они хотят исправить все эти вторичные «неполадки» глобальной системы, либеральные коммунисты есть непосредственное воплощение того, что не так с самой системой. Может возникать необходимость вступать в тактические соглашения с либеральными коммунистами, чтобы бороться с расизмом, сексизмом и религиозным обскурантизмом, но важно хорошенько помнить, кто они такие.

Этьен Балибар в книге «Страх перед массами» (1997) выделяет два противоположных, но дополняющих друг друга способа чрезмерного насилия в современном капитализме: объективное (структурное) насилие, внутренне присущее социальным условиям глобального капитализма (автоматическое создание исключённых индивидов, которыми «можно пренебречь» — от бездомных до безработных) и субъективное насилие вновь возникающих этнических и/или религиозных (короче, расистских) фундаментализмов. Либеральные коммунисты могут побить субъективное насилие, но они являются агентами структурного насилия, создающего условия для вспышки насилия субъективного. Тот же Сорос, который выделяет миллионы, чтобы финансировать образовательные программы, разрушил жизни тысяч людей своими финансовыми спекуляциями, из-за которых возникают условия для роста той нетерпимости, которую г-н Сорос так осуждает.


 
, . .

:

  • Первомай - день действий Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹!
  • Майкл Хардт / РљРѕРјРјСѓРЅРёР·Рј Рё общее
  • Шмуэль Ерушалми / Социал-демократия - опасный оппортунизм
  • IV. ОТНОШЕНР?Р• РљРћРњРњРЈРќР?РЎРўРћР’ Рљ Р РђР—Р›Р?ЧНЫМ РћРџРџРћР—Р?Р¦Р?ОННЫМ РџРђР РўР?РЇРњ
  • II. ПРОЛЕТАРР?Р? Р? РљРћРњРњРЈРќР?РЎРўР«


  •  
     
     
     
     
    {videolist}
     
    XML error in File: http://rkrp-rpk.ru/component/option,com_rss_stok/id,9/
    XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6

    XML error in File: http://krasnoe.tv/rss
    XML error: StartTag: invalid element name at line 1

     
     
    opyright © 2010 Rezistenta Atola